Ушел в монастырь

Что заставляет людей отказаться от светской жизни и радикально поменять ее на монашескую?

Мир не мил

Слухи о том, что супруга премьер-министра Людмила Путина готовится стать игуменьей Елеазаровского монастыря в Псковской области, так слухами и остались, но истории известно немало случаев, когда в монастырь уходили заметные в обществе люди.

Известный физик-ядерщик Сергей Тарасевич, сделавший в 1990-е годы прекрасную политическую карьеру в Санкт-Петербурге, в 2000-х занял пост главы Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а в 57 лет решил отойти от дел. Максимально далеко – в монастырь. Сказалась и чиновничья нервотрепка, и наблюдения за скитаниями и страданиями мигрантов, и пример родной дочери, которая в 18 лет выбрала монашество…

Сам Тарасевич говорит, что это решение было как озарение. И спасение.


Полностью раствориться в монастырской жизни предпочел и известный питерский оперативник, расследовавший самые громкие и сложные коррупционные дела 1990-х годов в Северной столице, Олег Калиниченко. Его местонахождение теперь известно только близким.

– Олег не хочет напоминаний о своей прошлой жизни. Говорит, сейчас от него это все очень далеко, – сказал «Собеседнику» бывший коллега Калиниченко Андрей Зыков.

Разочарование в поисках земной справедливости привело опера к Богу. Наработавший кучу влиятельных врагов, Олег Калиниченко смог исчезнуть из поля их зрения, только полностью вычеркнув себя из мирской жизни.

«Бегство в монастырь» – иногда это выражение следует понимать буквально. Как в случае с бывшим крупным акционером Колпинского пищевого комбината Валерием Гусевым. Когда шел передел предприятия, один его компаньон был убит, второй серьезно ранен (после чего отказался от своей доли), третий бежал в Испанию. Валерий Гусев не поменял страну, он поменял реальность, выбрав для жизни один из монастырей Новгородской области, где его не могли найти ни киллеры, ни рейдеры, ни арбитражные судьи.

Поменял братву на братию

– Мы координат наших монахов не даем. Тем более не разглашаем, кем они были в миру, их настоящие имена и факты из прошлой жизни, – сказали «Собеседнику» в Важеозерском Спасо-Преображенском мужском монастыре.

Такая скрытность – это не только религиозная традиция. Какого-нибудь монаха Василия может разыскивать кто угодно – от бывших коллег по воровскому ремеслу до оперативников угрозыска.

Однажды так и случилось. Несколько лет назад на вокзале Петрозаводска был арестован монах, как положено, с бородой и в рясе. Оперативники, которые напали на его след по данным в билете, долго сомневались – фото преступника в милицейской ориентировке уж очень отличалось от образа благообразного старца, который вышагивал по вокзальной площади. Но проверка показала: монах Василий и вор в законе Вася Питерский – одно и то же лицо. Бог его, возможно, и простил, а вот следователи и судья – нет. Опера до сих пор уверены, что уголовник просто пытался спрятаться за Божьим законом от законов человеческих.

Перед тем как уйти в монастырь, Вася Питерский написал письмо воровскому сообществу и спросил разрешения у крестных отцов перейти под начало отцов духовных.

– Он уже плотно сидел на наркотиках, рано или поздно его все равно «раскороновали» бы, а больше Вася ничего делать не умеет. Сам Питерский рассказывал, что его подобрали монахи, когда ему было плохо от передоза. Видимо, у монахов ему понравилось – тоже закрытое сообщество, со своими четкими правилами и иерархией. И не дотянутся ни бывшие дружки, ни опера, – считает один из следаков, разрабатывавший воров в законе.

Васю Питерского арестовали, несмотря на полную смену приоритетов. Питерский отбыл наказание в знаменитой тюрьме «Кресты», а когда вышел, вновь скрылся под православными крестами. Он уехал в отдаленный монастырь, где, по слухам, наставляет на путь истинный тех, кто к нему обращается. Опыт «разведения» воровских споров пригодился. 
В монастырях часто оказываются наркоманы, бывшие зэки, безработные и другие отверженные, которых определяют в богоугодное заведение родственники или они приходят сюда сами. Говорят, у криминального авторитета Васи Питерского есть все задатки, чтобы стать авторитетом духовным.

Рад бы в рай, да долги не пускают

Монастырские стены всегда считались надежным убежищем. В XXI веке мало что изменилось. Расстреляв двоих мужчин армянской национальности и ограбив их, 27-летний Михаил Есько (фамилия изменена), недолго думая, подался в мужской монастырь. Но новая жизнь показалась скучной и трудной для авантюрного Есько – батюшку слушайся, трудись в поте лица за монастырскую похлебку. Убийца решил бежать на родину, в украинское село, где его и задержали сотрудники милиции. Все это время Есько находился в международном розыске.

– Монастыри часто превращаются в проходной двор, – рассказал «Собеседнику» бывший трудник (работник при монастыре) Александр. – Они сейчас активно расширяют свои владения – им нужна бесплатная рабочая сила. Да и настоятели – не следователи: как проверить, кто ты – беглый зэк, наркоман или псих? В моем подворье батюшка говорил, что человек, который вошел в рай вместе с Иисусом Христом, был разбойником и даже к нему было проявлено милосердие и снисхождение.

Милиционеры в монастырь со своим уставом не ходят. На это и рассчитывают преступники, а также беглецы от армии и алиментов. Просто не все из них сами выдерживают тяготы монастырского быта, который зачастую не легче армейского или того же тюремного.

– Сегодня мы договорились с администрацией монастыря, чтобы все паломники вставали у нас на учет, – рассказал «Собеседнику» глава администрации станицы Старочеркасская Ростовской области Михаил Кудинов. – А было время, какой только сброд за монастырскими стенами не прятался!

Именно в Старочеркасском монастыре некоторое время назад нашли киллера, который скрылся здесь после организации взрыва «Мерседеса» ростовского бензинового короля Ацаева.

– Мы, конечно, не знали, что он преступник, – рассказал настоятель монастыря отец Порфирий. – Он показал свои документы и остался у нас жить. А через два месяца его арестовали.

…Современные монастыри постепенно превращаются в государство в государстве. Некую параллельную реальность. Иную жизнь, в которой каждый пытается найти то, чего ему не хватало в миру – защищенности, покоя, спасения от преследования. Или даже – от самого себя…

Ахмирова Римма 

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе