Признание - сила


Турецкого врача Октара Бабуну обидели эволюционисты. На конференции в Риме, получив возможность задать вопрос докладчику, Бабуна стал излагать взгляды креационистов - тех, кто противопоставляет эволюции теорию творения. «Если эволюция - это факт, то мы должны видеть ископаемые переходные формы, - кричал Бабуна. - Чудовищных животных без крыльев, с одним крылом, с маленькими кусочками крыльев». Докладчик Дуглас Футуйма из Университета штата Нью-Йорк в раздражении отошел от своей кафедры. Наконец организаторы просто отобрали у Бабуны микрофон под аплодисменты аудитории.


Бабуна заявил, что он представитель Харуна Яхъи. Харун Яхъя, он же Аднан Октар, - один из самых известных креационистов в мире. Его посланники успешно выполнили свою задачу: Бабуна на конференции был не один, а с соратником, который снимал все на камеру. Видео почти сразу выложили на сайте Яхъи в качестве примера антидемократического поведения эволюционистов. Заголовок гласил: «Дарвинист Футуйма сбежал». На самом деле, когда у Бабуны отобрали микрофон, Футуйма вернулся и все объяснил про переходных ископаемых, но этот кусок из видеоролика вырезали.

Конференция, на которой все это случилось, проходила в начале марта в Папском Григорианском университете под эгидой Папского совета по культуре. Ее приурочили к 150-летнему юбилею публикации «Происхождения видов» и 200-летнему юбилею его автора Чарльза Дарвина. А в феврале Джанфранко Равази, глава Папского совета по культуре, торжественно заявил, что теория эволюции совместима с христианскими взглядами.

Католическая церковь официально эволюцию не осуждала, но порой проявляла враждебность. И заявление Равази все восприняли как знак, что католическая церковь окончательно признает эволюционную теорию.

НЕПЛОХОЙ КОКТЕЙЛЬ

На конференцию позвали биологов, антропологов, теологов и историков. «Получился неплохой коктейль. Главной целью было рассмотреть отношения науки и религии, особенно эволюционной теории и теизма, - говорит Эллиотт Собер, профессор философии Университета Висконсин-Мэдисон. - Мне кажется, это удалось, хотя не знаю, достигнут ли какой-нибудь консенсус».

Директор конференции, преподобный Марк Леклерк, утверждает, что четкой цели у мероприятия на самом деле не было. «Это возможность начать диалог между очень компетентными людьми из разных сфер, которые до сегодняшнего дня старались не признавать друг друга», - объяснил он.

Чтобы диалог получился, креационистов решили не приглашать. По версии Харуна Яхъи, все дело в том, что «дарвинистская мафия» захватила Ватикан и продиктовала папе свои условия. По версии организаторов, просто научный уровень креационистских аргументов слишком низкий. Мог бы получиться сплошной диспут с Октаром Бабуной. Тем не менее креационизм на конференции все же обсуждался - как культурное явление, интересное историкам.

Научный креационизм - попытка придать научный статус утверждению, что мир и человек созданы некоей высшей силой. Это не одно движение, а много разных - религиозных и не очень. Одно из самых наукообразных - движение разумного замысла (Intelligent Design), зародившееся в США. «Доктрина креационизма стала ответом религиозных деятелей на теорию эволюции, - говорит Жак Арну, монах-доминиканец и сотрудник Национального центра космических исследований Франции. - Но разумный замысел - это самостоятельное движение, которое не связано с религией». По словам Арну, креационисты предлагают науку, которой нет. По сути они фальсификаторы.

Официально церковь креационистов не поддерживает: она, как заверили Newsweek все опрошенные представители Ватикана, научными вопросами как таковыми вообще не занимается. Если наука может доказать, что эволюция имела место, значит, так оно и есть. Произошло это, конечно, по Божьей воле, утверждает церковь, но это, в свою очередь, уже не в компетенции науки.

Тем не менее до сих пор Ватикан время от времени давал поводы упрекнуть его в неявном потворстве креационизму и противодействии теории эволюции. Одним из последних громких скандалов стала статья в New York Timesкардинала Шёнборна, одного из кандидатов на папский престол после смерти Иоанна Павла II. С тех пор, правда, Шёнборн по поручению Бенедикта XVI пересмотрел свои взгляды на эволюцию. «Обратите внимание, он даже входил в состав оргкомитета [мартовской] конференции», - говорит Рональд Намберс, специалист по истории науки и религии из Университета Висконсин-Мэдисон.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГИПОТЕЗА

Понадобилось 100 лет, чтобы Пий XII осторожно признал эволюцию гипотезой, и еще 50, чтобы Иоанн Павел II - «больше, чем гипотезой». Между этими признаниями Ватикан официальных заявлений не делал. Но в течение первого периода молчания - с появления публикации Дарвина и до конца XIX века - шла невидимая борьба, объяснил Newsweek один из участников конференции, профессор Папского университета Санта-Кроче Рафаэль Мартинес. В 1998 году Конгрегация доктрины веры (ранее известная как инквизиция), которую тогда возглавлял Йозеф Ратцингер, будущий Бенедикт XVI, открыла свои архивы. Их и изучал Мартинес.

По его словам, дискуссии начались вскоре после публикации работы Дарвина. В Ватикане было немало авторов, которые отнеслись к ней благосклонно. Но многим богословам казалось, что эволюционную теорию пытаются использовать против них как пропаганду материалистических убеждений. В итоге либеральная точка зрения победила. Могло выйти и по-другому, пугает Рафаэль Мартинес: «Эволюция могла разделить судьбу Галилея».

Ватикан никогда публично не осуждал исследования и работы в области эволюции. Поступали по-другому. Работали в основном с исследователями-священниками, но церковь могла воздействовать и на светских ученых-католиков. Автору могли рекомендовать более внимательно отнестись к тексту, подработать, всячески затягивали публикацию и в итоге убеждали и вовсе от нее отказаться. С иностранными авторами все обстояло еще проще: главный аргумент «неточности перевода» бил наверняка и книга не выходила в свет. Мартинес и его коллеги опубликовали книгу «Обсуждая Дарвина», где приводится несколько примеров вмешательства Ватикана в исследования эволюции.

Наиболее жесткую позицию в этих вопросах занимала Конгрегация доктрины веры, но и там не было единства мнений. Книги запрещали в связи «с неточностями», потом разрешали, но автора, особенно если он связан с церковью, могли предупредить - «с точки зрения религии теория эволюции не выдерживает критики, и церковь ее не поддерживает». А когда автор просил пояснить, какие неточности, ответ не приходил. Решения по запретам работ никогда не публиковались и хранились для внутреннего пользования. По словам Мартинеса, публично разбираться власти не хотели. Ватикан делал вид, что проблемы не существует.

От подобных методов Ватикан не отказался и в XX веке. Специалист по теологии, просивший не называть его фамилию, утверждает, что в 80-е годы был случай, когда епископа сняли с преподавательской работы за то, что он излагал студентам некую теорию, которую Ватикан «не понял».

После прихода к власти Бенедикта XVI у многих наблюдателей возникло впечатление, что и официальная позиция церкви станет менее либеральной. Что касается эволюционной теории, эти ожидания оказались ложными. «[В феврале-марте] церковь продемонстрировала замечательную интеллектуальную открытость», - говорит Витторио Хёсле из Университета Нотр-Дам.

Церковь признала гелиоцентрическую систему, признала эволюционную теорию. Возможно ли дальнейшее сближение с наукой? 9 марта ученые по всему миру приветствовали решение Барака Обамы снять запрет на государственное финансирование исследований стволовых клеток, а церковь заявила, что это «победа политики над этикой». Может ли это отношение измениться? «Основополагающей должна быть этика. Поэтому в таких вопросах, как клонирование человека, вряд ли можно прийти к согласию», - считает директор конференции Марк Леклерк.

БЕЗ КРЕСТА НА ЭВОЛЮЦИИ

История официальных отношений Римско-католической церкви и теории эволюции

1859 Чарльз Дарвин публикует «Происхождение видов».

1950 Пий XII в энциклике Humani Generis осуждает мнение, что эволюцией (которая якобы является еще не доказанной гипотезой) можно объяснить происхождение всего. Тем не менее, согласно энциклике, церковь не возражает против научных исследований эволюции при условии, что изучается происхождение только человеческого тела, но не души.

1996 Иоанн Павел II в послании к Папской академии наук делает следующий шаг, заявляя, что «теория эволюции – это больше, чем гипотеза». Он подчеркивает, что теории, которые считают продуктом эволюции живой материи не только тело, но и дух, несовместимы с истиной.

2002 На мессе в Кракове Иоанн Павел II называет генную инженерию «таинством лжи».

2005 Близкий соратник Бенедикта XVI кардинал Шёнборн пишет в New York Times, что эволюции в неодарвинистском понимании – незапланированного хаотичного процесса и естественного отбора – не было. «Любая теория, отрицающая участие высшего разума в создании жизни, – это чистая идеология, а не наука».

2005 Руководитель ватиканской обсерватории Джордж Койн выступает с критикой Шёнборна и креационизма.

2006 Койн уходит в отставку. Многие утверждают, что его уволил Бенедикт XVI за критические высказывания. Сам Койн впоследствии это опровергает.

2007 Публикуется сборник статей «Творение и эволюция» под редакцией Шёнборна по итогам семинара, проведенного Бенедиктом XVI и его учениками. В своей статье понтифик утверждает, что он не поддерживает креационистов. Бенедикт XVI подчеркивает, что «теория эволюции вызывает вопросы, которые должны решаться философией и которые ведут за рамки науки».

2009 К юбилею Дарвина глава Папского совета по культуре Джанфранко Равази торжественно заявляет, что теория эволюции вполне совместима с христианской верой. Равази признает, что церковь ранее проявляла враждебность к эволюции, но подчеркивает, что официально не осуждала.

2009 Выступая на Ватиканской конференции по вопросам генетики, Бенедикт XVI возносит хвалу этой науке. Вместе с тем он предостерегает от дискриминации на основе генетических данных.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе