Почему Хеллоуин – «фейковое зло»

«Чем больше я пребываю в Ирландии и Шотландии, тем больше я понимаю, почему Хеллоуин привязан к Дню всех святых и почему Католическая Церковь относится к этому празднику благожелательно и разрешает детям в нем участвовать.
Фото: unsplash


В местных православных приходах здесь родители иногда спрашивают, разрешать ли детям участвовать в этом празднике». Как он относится к Хеллоуину – протоиерей Георгий Завершинский, благочинный приходов РПЦ в Шотландии и Северной Ирландии, доктор философии, магистр богословия, кандидат технических наук, член Союза писателей России.


Протоиерей Георгий Завершинский


Шотландия и Ирландия, где я служу, – родина Хеллоуина. Этот вечер накануне (или сочельник, как принято говорить в православной традиции) Дня всех святых. Здесь он охватывает школы, общественные заведения, магазины – в общем, многие места, где люди собираются. Праздник очень древний, впервые он упоминается еще в Средние века. Здесь его помнят родители, родители родителей, в общем, все предки с давних кельтских времен. Это часть местной культуры. То есть известен он всем давно, и при этом каждый раз появляются какие-то новые персонажи, новые наряды.

Само по себе это явление связано с окончанием лета и началом осенних дней и непогоды. Обычно так совпадает, и в этом году вышло так же, что как раз к Хеллоуину ясные солнечные дни сменяются ненастными, облачными и мрачноватыми. По древнекельтской традиции как раз в конце октября был такой праздник окончания лета – все радостное и светлое уходит, и наступает такое мрачное темное время. И как с этим быть? Человек не любит, боится, опасается того, чего он не знает, не представляет, не видит. Поэтому понятно, что есть светлые, духовные силы, которые связаны с Днем всех святых (это и наши ангелы-хранители также), как это было в древней кельтской Церкви, и есть силы, напротив, агрессивные. Это силы зла, тьмы, смерти, разрушения. Так вот, пока они невидимы – они действительно могут быть страшными, могут подталкивать кого-то к каким-то неблаговидным поступкам и действиям.

Но как этого избежать? Люди просто приходят к тому, чтобы это изобразить, как бы разыграть эти силы, сделать представление, фейк.


И, посмеявшись вдоволь над злыми силами, пошутив, мы показываем, что этих сил, способных принести зло, на самом деле как бы и нет. Так снимают напряжение от приходящей осени и ненастья. Психологически это вполне понятно.


В России есть предосудительное отношение к Хеллоуину, многие священники и миряне высказываются против него. Но, на мой взгляд, сама эта кельтская традиция никакого объективного зла не несет. Чем больше я пребываю в Ирландии и Шотландии, тем больше я понимаю, почему Хеллоуин привязан к Дню всех святых и почему Католическая Церковь относится к этому празднику благожелательно и разрешает детям в нем участвовать. Здесь, в местных православных приходах, родители иногда спрашивают, разрешать ли детям участвовать в этом празднике. Нужно ли запретить? Одноклассники будут шутить, смеяться, а ребенок останется один, как перст, и от этого, конечно же, будет переживать, ему станет неприятно. Поэтому традиционно, с того времени, как священники служат здесь на православных приходах, многие из них говорят родителям, что надо делать так же, как все.

Здесь еще есть такое детское развлечение – trick-or-treat. Буквальный перевод – «сладость или гадость». Это когда дети стучатся в дом и выпрашивают сладости, и если не дашь что-нибудь вкусненькое, то они могут сделать какую-нибудь «гадость», проказу. Могут что-нибудь разрисовать, но ничего криминального, конечно, не сделают.

Эта шутка, розыгрыш как бы показывает, что то, чего мы боимся, – этого на самом деле нет. И приходящая непогода тоже не должна действовать на человека угнетающе, вводить в депрессию, уныние. Для этого такой розыгрыш позволяется.

Обычай праздновать Хеллоуин живет уже давно и охватывает большие регионы. Эта традиция, идущая еще со Средних веков, есть не только в англосаксонских странах. Она вместе с какими-то новыми технологиями, явлениями массовой культуры вползла и в Японию, и в страны Юго-Восточной Азии. Во многих местах она прижилась, потому что, видимо, люди находят в этом определенного рода развлечение, дети радуются, для них это приключение, и видеть в этом только лишь что-то плохое было бы неправильно. Ведь это, наоборот, насмешка над дурным.

Как в математике есть метод доказательства от обратного, так и здесь – нарядись в «зло» и покажи, что его для тебя нет. Фантазия человеческая сама подсказывает, как сделать так, чтобы не бояться, оставаться с миром в душе, оставаться свободным человеком. Смех и чувство юмора – большой дар человека, и чтобы избежать зла, надо над ним посмеяться – «мы тебя не боимся». Мы ставим себя вне зла, со стороны наблюдаем за ним, подсмеиваемся над ним. Всегда надо помнить, что зло все равно не может совершаться без согласия человека.

Хеллоуин, конечно, отождествляют с неоязыческим праздником, и Церковь негативно относится к появлению целой культуры вокруг этого праздника – музыкальной, театральной, литературной. Появились фильмы ужасов, связанные с Хеллоуином – очень тяжелые, с психоделическим оттенком. Все это носит уже коммерческий характер, захватывает массы, и это, к сожалению, невозможно запретить.


Я тоже высказывался, как и многие священники, что неправильно праздновать Хеллоуин, что это «карнавал зла, праздник духовного обнищания». Но со временем я понял, что это именно карнавал, а подлинного зла в этом может и не быть. Это – фейковое зло.


Искусственно препятствовать, ставить преграды, запрещать Хеллоуин, по крайней мере в наших приходах в англоязычных странах – бессмысленно. Можно, конечно, призывать детей выбирать каких-то персонажей помягче. Но в целом – если ты всерьез принимаешь этот праздник, получается, ты и участвуешь в нем. Всерьез с этим бороться, не давать этому ход – так получится «зло на зло».

Конечно, зло привлекательно, оно интересно, оно дает пространство для фантазии, такого псевдотворчества – дети разрисовывают себя, какие только наряды себе не делают. Действительно, это настоящая фантасмагория. Сейчас я уже не берусь давать оценку этому празднику – хорошо это или плохо. Мне вообще кажется, что время, когда против этого праздника активно все боролись, проходит. «Негативное влияние Запада, развращение»… Попробуем как-то сменить интонацию, сменить полюса.

Конечно, я бы не рекомендовал праздновать этот праздник у нас в России. Не надо в этом участвовать. Это не является нашей традицией, и совсем не обязательно ее брать. Может, когда-нибудь в России появится свой православный «анти-хеллоуин», в российском исполнении – с Лешим, Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным. Если бы такой праздник увлек нас в России, все наконец отвлеклись бы от Хеллоуина. Тем более, в отличие от кельтов, для русского человека это и правда может быть опасно, потому что нам свойственен такой серьезный, драматичный подход ко всему, мы и правда можем как-то перейти эту шуточную грань.

Главное, что я хочу сказать – не нужно принимать этот праздник всерьез, не нужно с ним бороться как с каким-то настоящим огромным злом, и тогда все это, не имея в России корней, так же легко уйдет, как и пришло. Если же серьезно бороться с тем, что не является серьезным, то можно попасть в неловкое положение, а Хеллоуину только того и надо!

Автор
СВЯЩЕННИК ГЕОРГИЙ ЗАВЕРШИНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе