1 июня 2010 ● Дмитрий Бабич
Борьба между церковью и музейщиками вокруг проекта закона о передаче верующим предметов искусства, конфискованных в советское время государством, достигла точки кипения. Настоящей дискуссии по этому поводу не состоялось даже в Общественной палате: защитники музеев выступали столь резко, что даже известный своей толерантностью протоиерей Всеволод Чаплин почел за благо покинуть зал заседаний. А ведь всего несколько лет назад такой конфликт казался немыслимым.
Именно музейщики, часто с угрозой для собственной карьеры и свободы, сберегали в своих фондах церковные реликвии. Всесоюзное Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) в восьмидесятые годы стало центром духовного сопротивления всему тому кошмару, который творился в отношении церковного искусства на протяжении почти всех семидесяти лет советской власти. Представители духовенства охотно принимали участие в работе ВООПИК, а среди интеллигенции, работавшей в музеях и составлявшей изрядную долю их посетителей, хорошим тоном считалось быть верующим или хотя бы просвещенным в религиозных вопросах человеком.