Максим Соколов: Такая вышла вскоре ектенья

Вплоть до последнего часа лужковских борений Лепорелло мог бы с чувством глубокого удовлетворения отметить: «Молва о крепком мэре // И в мирный монастырь проникла даже, // Отшельники хвалы ему поют».

В день Рождества Пресвятой Богородицы, совпадающий с днем рождества Ю. М. Лужкова, в ряде столичных храмов сугубую ектенью дополнили прошением о «юбилярствующем градоначальнике богоспасаемого града нашего». Богослужебное новшество интересно тем, что в предшествующие годы на праздничных службах обходились без данного новшества. Предположение о том, что это было сделано, поскольку градоначальник богоспасаемого града юбилярствовал, тоже не проходит. По смыслу слова юбилей есть дата, кратная десяти или хотя бы пяти, и 74 года ни в каком смысле юбилеем считаться не могут. Более того, юбилярствовавший 14 сентября (45 лет) председатель богохранимой страны нашей Д. А. Медведев специального прошения не удостоился. Для чистоты эксперимента следует подождать, когда, согласно определению московских благочинных, будет юбилярствовать (58 лет) первый министр богохранимой страны нашей.


 мотивах, побудивших усовершенствовать чин ектеньи, можно лишь догадываться. Возможно, тут православные имели в виду братски объединиться с раввином А. С. Шаевичем, который в юбилейном поздравлении отмечал: «Неожиданная «отвага» ряда СМИ, обращенная к зависти, одному из самых низменных чувств человеческих, не сможет бросить тень на вашу деятельность, плодами которой многие годы пользуются не только жители Москвы. Все это мелко, глупо и пошло». Тут, в самом деле, и раввин, и православные имели случай предаться плодотворному богословскому диспуту на тему книги «Исход», в 22 главе которой, стих 28, сказано: «Начальствующего в народе твоем не злословь», а в 20 главе, стих 15 и 17, сообщены восьмая и десятая заповеди. Является ли упоминание осла его и вола его мелким, глупым и пошлым нарушением нормы из 22 главы книги «Исход» – действительно интересный вопрос, допускающий различные ответы.

С педантической точки зрения таковое показывание фиги гонителям юбилярствующего градоначальника может быть истолковано как отмена введенной РПЦ в 1993 году нормы, возбраняющей церковнослужителям вмешиваться в политику (за небрежение этой нормой был запрещен в служении священник Г. П. Якунин), но, в конце концов, эта норма никак не основана на прямых словах Писания, но относится к разряду церковной икономии. Сегодня одна икономия, завтра другая. Тем более что при новом патриархе понятие миссии толкуется весьма широко, в том смысле, что Церкви до всего есть дело. При таком широком миссионерском взгляде отчего и не поучаствовать в столичных распрях.

«Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных подаждь, Господи, благочестивейшему, крепокохозяйственному, мощному и доброму болярину Юрию Михайловичу и крепокохозяйственной болярыне Елене Николаевне и сохрани их на многая лета!» (Фото: ИТАР-ТАСС)

Неясно лишь, нужно ли для этого столь простодушно вторгаться в литургику. Ектенья (т. е. прошение) есть соборная молитва о предметах и нуждах постоянных: о свышнем мире и спасении душ наших, о мире всего мира, благосостоянии святых божиих церквей и соединении всех, о граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных, о богохранимой стране нашей, о властях и воинстве. Говоря языком схоластическим, молятся о субстанции, а не об акциденции, тогда как 74-летие Ю. М. Лужкова есть именно акциденция. 21 (8) сентября 2010 года акциденция имеет место, а уже 22 (9)-го – не имеет.

Нагружать ектенью столь преходящими акциденциями не принято. Как в силу очевидной преходящести такого прошения, так и во избежание раздоров, ибо церковная история знает довольно примеров распрей между поминающими и непоминающими. Имеются в виду случаи, когда одна часть церковного народа поминает на ектенье некоего епископа или мирского властителя, а другая не поминает. От этого бывает, что и расколы случаются, поэтому с каноническим текстом стараются обращаться без вольностей.

Что никак не препятствует при желании выразить любовь к Ю. М. Лужкову и его ближним отдельным молебном – «Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, и изобилие плодов земных подаждь, Господи, благочестивейшему, крепокохозяйственному, мощному и доброму болярину Юрию Михайловичу и крепокохозяйственной болярыне Елене Николаевне и сохрани их на многая лета!». Либо уж упомянуть на ектенье в молебне о путешествующих – «О еже покрыти их невредимых соблюсти от всех вражиих наветов и обстояний и безпакостны препроводити и возвратити, Господу помолимся». Канонично и без сомнительных новшеств.

Если уж миссия побуждает церковноначалие встревать в скаредные дела, от которых есть прекрасная возможность держаться в стороне, совершенно непонятно, зачем при этом заниматься еще и литургическим обновленчеством. Лужкова нет, а осадок остался.

Максим Соколов

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе