Кто такие современные верующие, и что может оскорбить их чувства?

Чувства «православных россиян» оскорбить можно, и они требуют за это суровых наказаний. «Православные христиане» же считают, что их религиозные чувства оскорбить невозможно и наказывать за подобные попытки не следует. На такие две категории разделились участники соцопроса, проведенного на 12 московских приходах социологической службой «Среда». Пресс-конференция по итогам опроса прошла 11 июня в культурном центре «Покровские ворота».

«Вербный опрос» — так называлась анкета из 28 вопросов, которые предлагалась прихожанам. День опроса – Вербное воскресенье 2013 года – был выбран не случайно. По мнению «Среды», именно этот праздник, за неделю до Пасхи, позволяет «отсеять» случайных людей.

На него не придут «лайт-православные», которые заходят в храм раз в год – они как раз готовятся прийти через неделю. Не придут и так называемые «артефактные» православные – те, которым важно что-нибудь с собой из храма унести – будь то освященная вода или кулич. Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, собирает в церковь тех, для кого грядущие дни Страстной Седмицы не пустой звук.

Главная цель опроса — выяснить, насколько однородно мировоззрение современных верующих: «Этим Великим постом мы видели в храмах огромное количество людей. Но кто эти люди? Насколько их мировоззрение совпадает между собой?»

А также – что именно может оскорбить их религиозные чувства? Как раз накануне опроса в Госдуме был во втором чтении принят во многом спорный закон об оскорблении религиозных чувств и наказании за это. Необходимо было выяснить: так на что же, все-таки, обижаются наши единоверцы, за что они готовы требовать наказания.

Анкетирование в храмах проводили сами прихожане, всего было заполнено 313 анкет с 28 вопросами.

Результаты опроса оказались неожиданными. Выяснилось, что устаревшим и неверным является представление о том, что типичный прихожанин – это не очень образованная и бедная пожилая женщина. Анкета показала – все ровно наоборот! Подавляющее число прихожан – более 60% - это люди от 19 до 45 лет. А 80% из прихожан имеет неполное высшее или высшее образование, или даже ученую степень. Более половины опрошенных призналось, что уровень дохода в их семьях на среднем или выше среднего уровне. А среди постоянных, регулярных посетителей храма оказалось больше мужчин, чем женщин.

Уровень ответственности прихожан также не позволяет назвать их «безмозглым стадом», как нередко приходится слышать от противников Церкви. Отвечая на вопрос, кто должен быть ответственным за содержание прихода и священника, почти половина (45%) уверенно ответила – прихожане. Причем характерно, такой ответ дали люди с высоким уровнем дохода. Те, кто победнее, полагается на Патриархию (28%), на государство (22%) или на крупных жертвователей (24%), но таких становится все меньше и меньше.

Хотя здесь выяснилась любопытная подробность: от «захожан» (людей, приходящих в храм от случая к случаю) финансовая поддержка оказалась выше, чем от постоянных прихожан. Но перекладывать с себя ответственность склонны, скорее, те, кто в жизни прихода не участвует.

Одним из самых интересных в анкете стал вопрос, разделивший прихожан на тех, для кого «православная вера неотделима от России, от моего российского гражданства» и тех, для кого «моя православная вера и мое гражданство – две разные вещи». Ответы на него разделились примерно поровну. Первый вариант, которых в «Среде» назвали «православные россияне», выбрали по большей части женщины с не очень высоким образованием и уровнем дохода (48% опрошенных). Второй вариант – «православные христиане» – куда более близок мужчинам, образованным и более-менее обеспеченным (44%).

Любопытна корреляция между ответами на этот вопрос и вопрос об оскорблении религиозных чувств и наказании за это. «Православные россияне» почти однозначно отвечали, что их религиозные чувства оскорбить можно, и требовали за это суровых наказаний – исправительные работы, заключение, колонию и штрафы. «Православные христиане» же, напротив, почти все заявляли, что их религиозные чувства оскорбить невозможно и наказывать за подобные попытки никого не следует вообще никак – «совершенно недопустимо наказывать человека за то, что кто-то излишне чувствителен».

Была приведена также шкала ценностей, за которые прихожане готовы оскорбляться. Те из них, чьи чувства можно задеть, заявили, что в первую очередь обидятся за негативные высказывания и выпады в общем (30%), за поступки, направленные против святыни (17%), а вот за хулу на Бога и христианство готовы обидеться куда меньше людей – всего по 6% и по 4%.

Более половины опрошенных, отвечая на вопрос «Сталкивались ли вы в последний год с ростом негативного отношения к Церкви?», ответили утвердительно. 26% заявило, что увидели увеличение негатива в СМИ, 30% заявило, что столкнулось с этим лично, общаясь со знакомыми или родственниками. 24%, однако, уверены, что ничего в этом смысле особенно не изменилось, а 15% заявили, что отметили рост благожелательного отношения к Церкви (такой ответ давали люди более старшего возраста (от 46 лет), те, кто редко ходит в храм и с невысоким уровнем дохода).

Был в анкете и вопрос, который сам тянул на полноценное исследование и, возможно, вырастет в таковое. В нем перечислялся ряд общественных проблем и прихожан спрашивали – знакомы ли они с мнением Церкви по этим вопросам.

Выяснилось, что позицию Церкви по абортам знает 79% опрошенных, по суду над Pussy Riot – 70%, об отношении к сексуальным меньшинствам – 68%, эвтаназии – 62%, ювенальной юстиции – 53%, ЭКО и советскому прошлому – по 51%. Ровно половина – 50% - знакома с мнением Церкви об универсальных электронных картах и чипах.

Но, по признанию руководителя службы «Среда» Алины Багриной, конечно, куда интереснее было бы не просто спросить, знакомы прихожане или нет с мнением Церкви по тому или иному вопросу, но и попросить озвучить этот мнение! Есть немаленькая вероятность, что ответы были бы диаметрально противоположны и выяснилось бы, что за «мнение Церкви» немалое число прихожан выдает или свое собственное отношение к вопросу – или перебивается сплетнями по принципу «одна бабка сказала».

Весьма любопытным оказался и ответ на вопрос о главных ценностях Православия. Выяснилось, что на первое место ставят любовь (30%), на втором – милосердие, доброту и помощь ближнему (21%), на третьем – веру (15%). А вот замыкает этот список «слово Божие», «Царство Небесное» и «Христос» — именно это, под общим названием «церковно-литургические ценности», озвучило 14% опрошенных. Тут же выяснилось, что женщины более материалистичны: именно они в списке основных православных ценностей назвали такие вещи, как «храм, серебряный крест, святая вода, иконы, святыни».

Есть различия между прихожанами и по главнейшим религиозным вопросам. Оказывается, даже из тех кто приходит в храм на Вербное воскресенье, далеко не все верят в воскресение мертвых, невзирая на соответствующую строчку в Символе веры! Веруют или «веруют, но иногда сомневаются» в общей сложности 76%, а почти четверть ответила «нет» или «стараюсь, но получается с трудом». Те, кто не верует или «с трудом» по большей части отрицательно отвечали и на вопрос «думаете ли вы о смерти, готовитесь ли вы к ней». А вот однозначно думает и готовится (или собирается это сделать в будущем) 74% опрошенных.

На пресс-конференции выступили со своим мнением об опросе и его результатах священники храмов, где проходило анкетирование.

Иеромонах Дмитрий (Першин), Крутицкое патриаршее подворье:

– Такие данные, такие опросы очень нужны, потому что даже на исповеди не услышишь таких ответов и мнений, не заглянешь так глубоко – просто потому, что на исповеди речь идет о других вопросах. По полученным данным – в каждой церкви можно открывать свой ученый совет! Опрос полностью разрушает устоявшийся шаблон о низком образовании прихожан!

Священник Валерий Степанов, храм святителя Мартина Исповедника на Таганке:

– Такой опрос – моя мечта. Куда ни ткни – попадешь в кандидата наук. Но надо отметить, что, судя по опросу, есть социальные группы, до которых пока весть о Христе не дошла и с которыми надо работать. Это люди, приехавшие к нам на заработки, малообразованные, но интересующиеся, приходящие в церковь и спрашивающие: можно ли помолиться, подать записку, поставить свечку. Это «простые» люди, не пользователи Интернета. Нельзя, чтобы Церковь превратилась в «интеллектуальную секту», открытую только для образованных людей, в ней должны быть открыты двери для самых разных социальных групп.

Неожиданностью стала проблема церковной догматики – оказывается, столько людей не верит в воскресение мертвых и не желает думать о смерти. Тайна смерти – вопрос, который мы пока очень плохо освещаем.

Надо сказать, что устойчивое представление о «бабушках в церкви» тоже рушится – их становится все меньше. Те, что были, уходят, а те, кто приходит или должен прийти на их место – люди, воспитанные в советскую эпоху и очень далекие от храмов. Они чувствуют себя здесь чужими, они ничего не знают о Христе, о духовной, душевной жизни.

Священник Дмитрий Агеев, храм «Всех скорбящих Радость» на Ордынке:

– Нужны ли такие опросы? Несомненно! Но составлять вопросы для них нужно все-таки при участии не только экспертов, но и самих священников. Например, для меня в этом опросе не было ничего нового – все это я и так знаю из исповедей и разговоров с прихожанами. А интересно было бы узнать, то, что мне никогда в лицо не скажут: как люди относятся к своему священнику? Что нравится в нем, что раздражает? Да и вопросы анкеты очень разные и предназначены они для разных групп людей, и тут совет священника, знающего своих прихожан, был бы неоценим.Читайте также:

http://www.nsad.ru/articles/kto-takie-sovremennye-veruyushhie-i-chto-mozhet-oskorbit-ih-chuvstva

Дарья Сивашенкова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе