Химера совести

Признаком истинной веры считается обостренная совесть

Секрет российского официального православия заключается в том, что церковь воспринимается многими как некая внешняя совесть. И тогда своя, внутренняя, уже необязательна.

Известно, что всякий тоталитаризм вербует рабов, избавляя их от химеры совести, по выражению Геббельса. Едва ли не тягчайшая нравственная мука — сомнение, рефлексия, выбор. Одним из самых изумительных парадоксов российского православия — по крайней мере официозного, государственного — является именно необязательность, даже и нежелательность рефлексии для тех, кто встает под его знамена. Впрочем, я не стал бы называть это специфической русской чертой: папский легат Арно Амори в 1209 году во время похода на Лангедок (так называемого альбигойского крестового похода) сказал: «Убивайте всех, Бог на небе узнает своих». То есть совесть и право выбора делегировались Богу. Но это было сказано 800 лет назад, с тех пор многое как бы переменилось, и вера давно перестала ассоциироваться с фанатизмом. Теперь, напротив, признаком истинной веры считается обостренная совесть, внутренний нравственный компас. Много где,да, но не в России, где поведение православных иерархов в последнее время отличается какой-то вовсе уж редкой бессовестностью, сравнимой разве что с их реакцией на убийство Андрюши Ющинского и воспоследовавшее дело Бейлиса.

Вот протоиерей Дмитрий Смирнов, окормляющий армию. Он отвечает в Московской патриархии за контакты с силовыми структурами — должность сама по себе странная, но будем считать, что христолюбивое воинство в мирное время нуждается в религиозной мотивации, а заплечных дел мастера по ночам каются и подушки грызут. Нужна же и им внешняя совесть. И вот господин Смирнов после обнаружения на месте казанского зверского преступления кровавых букв Free Pussy Riot! призывает правозащитников «дезавуировать свою деятельность», потому что это они дали карт-бланш маньякам.

В принципе совесть, будь она у него, могла бы шепнуть господину Смирнову, что использовать трагедию — убийство матери и дочери — для сведения счетов с политическими оппонентами нехорошо и мирянину, а не то что церковному человеку. Г-н Смирнов, как и подобает армейскому священнику, уже говорил в своих видеопроповедях (он человек продвинутый, ведет мультиблог), что люди, призывающие к всепрощению, ничего не понимают в христианстве. Видимо, г-ну Смирнову присуще вполне ветхозаветное понимание права: око за око, зуб за зуб. Недаром он так любит повторять: «Мне отмщение, и Аз воздам», — не понимая, что именно эти слова Второзакония (откомментированные Павлом в послании к римлянам ясно и недвусмысленно — как предостережение от личного мщения) разбивают его позицию начисто. Бог отмстит, это не человеческое дело. Но протоиерей Дмитрий Смирнов никак не хочет уступить Господу право решать, кого казнить, а кого миловать. Он настаивает на том, что любая защита «кощунников» есть уже предательство православия. Милосердие в таких вещах ему неведомо. Это бы ладно, но над свежими могилами невинных жертв возлагать ответственность за эти жертвы на правозащитников?! До такого никакая инквизиция не додумалась бы.

Представим даже — хотя поверить в это, прямо скажем, нелегко, — что некий маньяк в самом деле сразу после убийства кровью написал на стене роковой лозунг. Гораздо легче, увы, представить, что кровавая надпись была сделана отнюдь не маньяческой рукой, ведь именно власти сейчас непременно нужно оправдаться за всемирный позор, приключившийся из-за Pussy Riot. Не правозащита раздула это дело. Не правозащита каждый день отдает ему — до сих пор! — полосы центральных газет, доказывая, что за Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич стоят спецслужбы Запада. Не правозащита перевирает западные отклики на процесс, доказывая, что во всем просвещенном мире девушкам пришлось бы хуже. И если уж на то пошло, маньяки и осквернители святынь возбудились не потому, что три девушки меньше минуты пели свой молебен в храме Христа Спасителя, а потому, что государство и патриархия в очередной раз скомпрометировали сами себя (вот это и называется дезавуировать собственные заявления, собственную елейную риторику, до такой степени не подкрепив ее действиями!). Представитель церкви, возлагающий на правозащитников вину за разгул преступности, до такой степени отклонился от христианской системы ценностей, что напоминать ему о ней бессмысленно. Ведь Русская православная церковь не терпит критики от внешних — она давно считает любые свои проблемы исключительно внутренним делом, — а на попытку возразить или попросту спросить немедленно интересуется, где и когда вы в последний раз причащались. Но если она так поглощена своими внутренними делами, для чего ей заниматься внешними и, в частности, держать спецпредставителя по связям с армией и силовиками? Откуда в ней эта патологическая мстительность, это озлобление, это непрощение — весь набор ветхозаветной жестоковыйности?

А вот оттуда. От нежелания отдельных граждан иметь совесть — обременительную, тревожную, напоминающую о Боге.

АВТОР: ДМИТРИЙ БЫКОВ

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе