«Золотой петушок» не угодил православным

Опера «Золотой петушок», поставленная Кириллом Серебренниковым в Большом театре, вызвала возмущение группы православных активистов.

    В своем заявлении, переданном в четверг агентству «Интерфакс-Религия», авторы называют постановку «кощунственной по отношению к православной вере». Спектакль, по мнению составителей обращения, направлен «на унижение достоинства православных христиан».


    В заявлении, имена авторов которого пока неизвестны, выражается надежда, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратится к власти по поводу постановки, оскорбившей активистов карикатурами на православные иконы и неуместным, с их точки зрения, смешением ролей царя и патриарха. Впрочем, официальной реакции от Русской Православной Церкви пока не последовало, а Большой театр уже заявил, что не планирует исключать постановку из репертуара. «Если мы не призываем к насилию, национальной розни и не пропагандируем порнографию, то запретить ничего невозможно, одним нравится одно, другим — другое», – сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь театра Катерина Новикова.

    Недовольство тем или иным художественным решением различные группы православных высказывают достаточно часто. В 2003 году активисты Союза православных граждан разгромили проходившую в Сахаровском центре выставку «Осторожно, религия!». Против организаторов выставки «Запретное искусство — 2006» по инициативе русского национально-консервативного православного движения «Народный собор» было возбуждено уголовное дело, закончившееся обвинительным приговором и назначением достаточно крупных штрафов. А активисты Союза православных хоругвеносцев не раз проводили акции по сожжению «богопротивных книг». В огонь угодили не только книги Владимира Сорокина, Эдварда Радзинского и Владимира Соловьёва, но и популярная во всем мире серия книг про Гарри Поттера.


    «Золотой петушок» — не первый спектакль Большого театра, вызвавший в последнее время возмущение у зрителей. Москвичка Светлана Воронина обращалась в суд с требованием изъять из репертуара современную постановку оперы «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова и выплатить ей миллион рублей в качестве возмещения за испытанные в ходе просмотра спектакля нравственные страдания. Тверской районный суд города Москвы полностью отклонил исковые требования Ворониной.

    История российского искусства, впрочем, знает и случаи, когда угроза преследования по статье 282 УК, определяющей наказание за публичные действия, направленные на разжигание вражды или унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе, вынуждала художника покинуть пределы России. В 1998 году Авдей Тер-Оганьян провёл на выставке «Арт Манеж-98» перформанс «Юный Безбожник», в ходе которого рубил топором освящённые репродукции известных православных икон. После того, как против него было открыто уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды, художник сбежал от следствия в Чехию.


    К отмене постановки Кирилла Серебренникова обращение не привело. Будут ли православные активисты предпринимать попытку возбудить уголовное дело против Большого театра, пока неизвестно. Как показывает практика, по подобным делам выносятся и обвинительные, и оправдательные приговоры, и если активисты сумеют в суде убедительно доказать, что постановка оскорбляет их чувства и приводит к разжиганию религиозной вражды, суд может обязать Большой театр изъять спектакль из репертуара.

    «Трибуна Общественной Палаты» пообщалась с известными деятелями культуры, представителями конфессий и правозащитниками, чтобы узнать их мнение об этической стороне современного искусства.


    Василий Бархатов, режиссёр:

    — Безусловно, люди имеют полное право выражать своё мнение, если они считают, что спектакль оскорбляет их чувства. Впрочем, я, хоть и являюсь верующим человеком, не увидел в постановке Кирилла Серебренникова моментов, явно оскорбительных для православной веры. Думаю, это обращение не отразится на репертуарных решениях Большого театра. Театр имеет право на подобное художественное высказывание, точно так же, как верующие имеют право на этот спектакль не ходить.

    В берлинской DeutscheOper был случай, связанный с оперой Моцарта «Идоменей». В постановке Ганса Нойенфелса в какой-то момент герой выходит на сцену с мешком, в котором лежат отрубленные головы Будды, Посейдона, Иисуса и Мухаммеда. Я был на премьере и принял это режиссёрское решение, режиссёр имеет право на личное высказывание — это мнение можно не принимать, но его следует уважать. К сожалению, спектакль почти каждый раз заканчивался дракой в зале и через какое-то время его всё-таки сняли.


    Сергей Ряховский, член Общественной палаты РФ, епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников):

    — Мы живём в светском государстве, и искусство в нашей стране свободно. Хотя, безусловно, существуют рамки, далеко за которые заходить не следует. Сейчас идёт некая общая тенденция нападок на священноначалие РПЦ, и, естественно, воцерковленные люди болезненно воспринимают всё, в чём видят продолжение этой тенденции. Всё это является следствием того, что существуют различные подходы к тому, что называть богохульством, к тому, какими должны быть отношения религии и искусства.

    Я не видел постановку, как сказал мне один из знакомых, это некое смешение жанров, некая инсталляция в духе выставки «Осторожно, религия!» в Центре Сахарова. Если эта постановка вызвала возмущение, наверное, что-то такое там есть, но мне всё-таки кажется, что церковь не должна настолько болезненно на это реагировать. Этот поиск ведьм в искусстве мне представляется недостойным великой церкви, которой, безусловно, является РПЦ.


    Наверное, что-то там перебрали, но не настолько, чтобы просить Патриарха быть затычкой во всех бочках. Сколько было вызывающих постановок, но церковь никак их не комментировала. В конце концов, не вся же Россия посмотрит эту постановку, только те, кто интересуется современным искусством. Тут ещё можно отметить, что подобное обращение стало неплохой скрытой рекламой постановки, и теперь её, вероятно, посмотрит больше людей, чем посмотрело бы, если бы оно не появилось.


    Галина Ананьина, председатель Женского православно-патриотического общества России:

   — Проблема отношений религии и искусства в последнее время стала крайне актуальной. Многие столетия люди искусства создавали прекрасные оклады икон, сюжетами для многих картин становились церковные праздники, искусство с уважением относилось к традициям, к истории нашей страны. В последнее же время, к сожалению, нередко можно видеть оскорбления святынь, икон. Можно вспомнить выставку «Запретное искусство — 2006» или то, что нам выдают за художественный перформанс, историю с Pussy Riot, которая просто не должна была произойти. Существует некая грань, и сегодня её, к сожалению, нередко переходят.


    Большой театр — это гордость нашей страны, один из её символов. И с ним всегда было связано большое искусство. Проявленное в постановке отношение к иконам просто не может не возмущать верующих, тем более в то время, когда подобные истории случаются одна за другой. Мне не хотелось бы говорить о запрете, в данном случае, думаю, мы должны говорить о том, что сегодня падение нравственности поражает все сферы. Особенно страшно то, что речь идёт об искусстве, которое вообще не должно быть безнравственным. Однако запретительными мерами мы уже не остановим пьянства, не остановим разврата. Эту проблему мы можем решить только общими усилиями. Мы должны объединиться и защищать нравственность. В противном случае подобные истории будут повторяться постоянно, нам все время будут пытаться выдать за искусство то, что искусством не является.


    Марат Гельман, галерист:

    — Попытки запрета спектаклей уже были семь лет назад. По инициативе партии «Родины», Госдума пыталась запретить проводимую мной тогда выставку «Россия-2» и оперу Леонида Десятникова «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина. Руководство театра тогда дало чёткий ответ, что Госдума не имеет права вмешиваться в репертуарную политику, которая выстраивается из профессиональных соображений.


    С того времени ни у кого не появлялось желания что-то запрещать. Критикуйте, советуйте своим прихожанам не ходить на эти спектакли. У нас же получается так, что эти люди ходят только на те представления и выставки, которые, как им кажется, могут их чем-то оскорбить. Это очень плохая ситуация, очень важно понимать, что ни Госдума, ни РПЦ, ни президент не должны вмешиваться в политику культурного учреждения. Выставочная политика, репертуарная политика — во всё это люди со стороны ввязываться не должны. Необходимо, чтобы все понимали, что такой опции, как вмешательство в художественную политику, просто не существует

Трибуна Общественной Палаты - ТОП

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе