Вера и театр

"Современное искусство" - это иеромахия. И в этом смысле Гельман и пусси - это, конечно, аутентичное выражение "современного искусства". В рамках своей парадигмы они "в законе". А вот православные, которые пытаются совместить православие и "современное искусство" по сути пытаются создать "православную технику глумления над святыней" - задача совершенно шизофреническая. 

Сейчас, я вижу, очередной круг - массовое восхваление "Орды" Прошкина - фильма имеющего ровно один посыл, - разрушить предание об исцелении святителем Алексием царицы Тайдулы. Разрушить без всяких на то источниковедческих и религиозных оснований. Просто потому что "чудес не бывает, в жизни все сложно и вообще нефиг". Задача, как я понимаю, решена отменно хорошо и даже очень умные мои знакомые этот фильм очень хвалят.

И здесь перед нами очень простая дилемма - вера философов или вера монахов, вера горожан или вера крестьян. Последние десятилетия в русском богословии прошли под знаменем антиантинтеллектуализма. Мол, "вера простого народа - это миф", а в современном мире по настоящему верить может только интеллектуал - построение вроде бы убедительное, настолько убедительное, что оно, одно время, мне представлялось верным. Но по плодам их узнаете их. "Современное искусство" как эстетическая и магически-ритуальная суть всего современного дискурса, как эманация духа века сего, пришло одев балаклавы и совершило магический ритуал поверх православной святыни. И "православные интеллектуалы" отреклись от веры, от Церкви и от святыни и встали на сторону своих подлинных святынь и пророков. А затем и начали изображать их на иконах. Вылезло хлыстовство, на пике исступления переходящее в умственное и нравственное скопчество. Их "христос" - Верзилов, а Толокно - "богородица".

Значит ли это, что единственная защита мысли и веры от этого безумия - Света из Иваново, показывающая казакам крестик? В общем нет. Как там - театр актуальности и изысканности, так тут театр простоты. В эпоху театра простая вера простого человека и в самом деле довольно беззащитна, поскольку не поддерживается ни тысячелетней толщей традиции, ни экстазом истинного пророчества. Чтобы простая вера имела шансы в борьбе с птюч-православием ей необходимы вожди-интеллектуалы. Но только это должен быть совершенно особый тип интеллектуалов - люди, которым удалось расширить и укрепить свой ум до достижения _простой и ясной веры_. Всё строго по Паскалю: "Я много думал и изучал, и поэтому моя вера стала столь же искренней, как вера бретонского крестьянина. Но если бы я изучал и думал еще больше, то моя вера стала бы такой же, как у бретонской крестьянки".

Вот надо понимать, что сегодня веры крестьянина - недостаточно. Нужна вера крестьянки. Не театрализация "простой веры" (скрывающая неверие и мнимую эзотерику), не демонстративное опрощенчество, а именно достигнутая длительным размышлением и упражнением ума простота в сердцевине ума. Такой кругооборот мысли, при котором все начинается с простой веры, переходит через мириады сложнейших и тончайших умственных сосудов, и заканчивается столь же простой верой способной на простые и ясные решения. Я бы сказал детские и материнские решения. Ребенок всегда будет любить свою мать. Мать всегда будет защищать свое дитя. В наших отношениях с Церковью и Богом сегодня допустима только такая же степень ясности.

http://www.rus-obr.ru/lj/20238

Егор Холмогоров

Decalog

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе