Подвели под монастырь

С 1 января 2010 года московский Новодевичий монастырь передали в пользование Русской православной церкви. О возможных последствиях такого решения рассказала главный хранитель Государственного исторического музея Марина Чистякова. 

— Вы ожидали, что Историческому музею придется освободить территорию монастыря для РПЦ? 

— Разговоры об этом ходили давно. Некоторые строения Новодевичьего монастыря ГИМ отдал церкви еще в 90-х годах. Так, например, Певческие палаты мы отдали под кельи, где живут монахини. Кроме того, у нас с РПЦ существует договор о совместном использовании Смоленского собора — главного храма в архитектурном ансамбле монастыря. К тому же на территории расположено Московское областное епархиальное управление. И вот теперь мы полностью отдаем здания монастыря РПЦ — соответствующее распоряжение от Росимущества нам прислали еще в декабре 2009 года. Согласно ему, филиал Исторического музея в Новодевичьем монастыре должен переехать в здания на Измайловском острове, которые в настоящее время занимает институт промышленного развития "Информэлектро". 


— В какие сроки планируется завершить переезд? 

— Формально, по документам, Новодевичий мы должны освободить в 2010-м. Однако все понимают, что в один день вывезти 14 тысяч единиц музейного фонда невозможно. Это и фонд икон, из которых не все принадлежит Новодевичьему, и небольшая коллекция изделий из драгоценных металлов и камней, и ткани XVI-XX веков, и даже небольшой монастырский архив. Нужно специальное оборудование и помещения, в которых можно будет все это разместить. Финансирование переезда и ремонта новых зданий нам обещало государство. Однако понятно, что в условиях кризиса эти средства довольно ограничены. 

Сейчас осматриваем здания, которые нам предоставили, и уже ясно, что где-то требуется косметический или капитальный ремонт, а где-то и перепланировка. Дело в том, что вместе с коллекциями на Измайловский остров переедет отдел реставрации Исторического музея и около 80 его сотрудников. Естественно, что нужно установить специальное оборудование: вытяжки, ванные и другое, кое-где сделать высокие дверные проемы, чтобы реставрировать большеформатные экспонаты. Очевидно, что в этом году предстоит очень большой объем работы, связанный с переездом. 

— Что же останется в Новодевичьем монастыре, если все экспонаты музея направят на Измайловский остров? 

— По соглашению, мы отдаем все, что исторически принадлежит Новодевичьему монастырю. Во-первых, это здания на территории монастыря: собор, четыре церкви, колокольня, а также все кельи и хозяйственные корпуса. Кроме того, мы отдаем церкви пять иконостасов, среди которых самый ценный — из Смоленского собора XVI века. Понятно, что мы должны их оставить — это часть интерьера церкви. Увезти иконостасы — значит повторить деяния советской власти в 20-х годах. В Покровской надвратной церкви своего иконостаса не сохранилось, но мы специально сформируем для этой церкви иконостас из фондов музея. 

Но для начала предстоит решить ряд юридических проблем. Если с недвижимостью все ясно, и мы по распоряжению Росимущества передаем ее церкви, то по существующему закону отдать экспонаты из музейного фонда нельзя. В данном случае мы в соответствии с законами передадим их в безвозмездное пользование на период существования данной организации, то есть церкви. Конечно, с РПЦ будет заключен договор, по которому она должна следить за состоянием сохранности памятников. Однако ответственность за передаваемые иконы в конечном итоге все равно несет Исторический музей. 

— Есть ли у музея уверенность, что РПЦ сохранит Новодевичий монастырь в надлежащем состоянии? 

— Конечно, определенный момент тревоги у нас как у сотрудников существует. И дело тут вовсе не в недоверии новым владельцам. Просто филиал Исторического музея работает здесь с 1934 года, и за это время выработалась целая система мер по поддержанию сохранности архитектурного ансамбля и фондов музея. Приведу простые примеры. В 70-х годах в четверике Смоленского собора наблюдался конденсат. Чтобы от него избавиться, разработали целую схему для проветривания собора: в какое время суток нужно открыть или закрыть то или иное окно и т. п. Таких тонкостей в обращении с монастырскими сооружениями очень много. Эти специальные знания приобретаются с годами музейной работы. Мы охотно поделимся своим опытом, если возникнет такая необходимость. Стоит также отметить, что на поддержание монастыря нужны большие средства. Помимо огромных реставрационных вложений мы нанимали специальную фирму, которая занималась озеленением и уходом за территорией. Таким образом, в год на содержание филиала и проведение в нем архитектурной реставрации монастыря музей тратит 48-50 млн рублей. 

— Будут ли пускать на территорию монастыря обычных посетителей после закрытия филиала музея? 

— Надеюсь на это, потому что Новодевичий монастырь — это очень значимый памятник национальной культуры, знаменитый своей историей. Он был основан в 1524 году в честь присоединения Смоленска в состав земель Русского государства. Она вплотную связана с различными представителями царской семьи: Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I. Новодевичий монастырь включен в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. По меньшей мере, было бы странно закрыть его для туристов. Пока же музей работает в привычном режиме. 

— Какова вероятность, что РПЦ будет и дальше требовать от музеев возврата икон и храмов? 

— Я не исключаю, что в музеи последуют и другие обращения РПЦ. Однако каждый такой запрос необходимо рассматривать индивидуально. На мой взгляд, нужен специальный экспертный совет, который будет такие вопросы решать. Ведь понятно, что есть иконы, как, например, "Троица" Рублева, которым необходим специальный режим хранения. 

Интересно, что в истории Новодевичьего монастыря XIX века проблемы сохранности решались руководством монастыря совместно с экспертами Императорского археологического общества. Однажды игуменья монастыря Антония захотела отопить летний Смоленский собор, от чего возникла угроза сохранности уникальных фресок XVI века. В итоге от этого решения ей пришлось отказаться после замечаний, высказанных экспертами. 

Надеемся, что в нашем случае контролировать сохранность монастыря будет не только музей, но и специально созданная для этого структура — Росохранкультура. 

Беседовала Елена Барышева

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе