Как смотреть иконы — 2

В первой части материала можно было научиться отличать Петра от Павла, а право от лево, без труда находить Иуду и распознавать знак греха — и другим полезным навыкам. Во второй рассказываем о цветах и размерах, нимбе и бороде, анфасе и профиле и прочих вещах, которые необходимо знать, чтобы понимать иконы.

1. Размер


Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII век
Walters Art Museum 


На иконах Рождества Христова лежащую Богоматерь изображают крупнее, чем сидящего поблизости Иосифа, беседующего с ним пастуха и волхвов, которые везут Младенцу дары. На иконах Рождества Богородицы ее мать, Анна, больше своего мужа, Иоакима, и окружающих ее слуг. Иконописцы нередко увеличивают центральную фигуру, и дело тут не в реальном росте и не в перспективе, а в статусе персонажа. Большой размер говорит нам о значимости изображенной фигуры, указывает, что это главное действующее лицо, вокруг которого располагаются второстепенные герои визуального рассказа. Но бывает и по-другому. Например, на иконах «Введение во храм Пресвятой Богородицы» главный персонаж, Мария, гораздо ниже, чем другие люди. В данном случае уменьшение указывает на возраст: Богородицу отдали в храм еще ребенком. Изредка иконописцы изображают крупно не всю фигуру, а только ее значимую часть — к примеру, благословляющую руку или глаза, обращен-ные к молящимся. Такая диспропорция позволяла сделать акцент на ключевых деталях и привлечь к ним внимание зрителя.



2. Цвет: красный, черный, золотой


Спас на престоле с избранными святыми. Новгород, конец XIII — начало XIV века. Государственная Третьяковская галерея
Getty Images


В иконографии многие цвета наделяются особым смыслом и помогают автору донести определенную мысль. К примеру, золотой — цвет небесного мира, божественного сияния. Золотом чаще всего пишут нимбы святых, золотым бывает и фон иконы: сакральный образ похож на открывшееся для зрителей окно, за которым светится рай. Следуя той же логике, в европейской религиозной живописи до эпохи Ренессанса золотым часто делали фон картины или резного изображения.

У красного много значений. Новгородцы любили красный фон и использовали его так же, как золотой, изображая сияние иного мира. Красными, пламенеющими изображали огненных серафимов, а иногда и других ангелов. Часто того же цвета — одежды Христа: это знак человеческой природы Спасителя, принятых им страданий и мук. Одновременно это цвет Пасхи, воскресения (на Пасхе и Светлой седмице в церкви используют красные свечи, священники облачаются в красные одежды, яйца красят в красный цвет).

Черные и реже серые — чаще всего бесы и грешники. Падшие ангелы на иконах бывают похожи на небесных духов, но почерневших, потускневших, утративших небесное сияние (так они описаны во многих христианских текстах). Наконец, черный в сочетании с красным активно применялся для изображения преисподней. Здесь черный и красный обозначают две главные стихии ада — кромешную тьму и пламя геенны.



3. Профиль или анфас?


Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Getty Images 


Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что центральный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благословляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изображают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноценный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру так писали апостола Павла, склонившегося над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изображали в профиль. Однако, изображая дьявола — повелителя преисподней, бесовского князя, главу бесов, — древнерусский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: центральный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.



4. Небеса и чудеса


Чудо святого Георгия о змие. Вологодская область, XVII век. Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж


В верхней части иконы часто можно заметить полукруг. Иногда из него появляется кисть руки — она сложена в благословляющий жест, держит весы или множество человеческих фигурок. Иногда оттуда изливаются лучи и даже языки огня. Иногда в этот полукруг возносятся ангелы или души людей (к примеру, душа Богородицы на некоторых иконах Успения). Сама эта простая геометрическая фигура обозначает Небеса, обитель Бога. Являющаяся оттуда рука с весами — «мерило праведное», образ суда над человеческими душами. Рука с фигурками — образ спасения, десница Господня с душами праведников. Наконец, благословляющая десница, как и лучи, изливающиеся с Небес, символизирует действие Божьей благодати. Часто такой образ появляется на иконах с чудесами святых, к примеру в «Чуде Георгия о змие» этот визуальный комментарий означает, что чудо произошло по воле Бога и его силами (а вовсе не благодаря человеку). Точно так же может демонстрироваться и наказание, посланное людям свыше, — из-за этого, например, получается, что изображение с убивающими людей бесами сопровождается символом Небес.



5. Нимб


Спас Вседержитель. Купол церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Работа Феофана Грека. 1378 год


Спас в силах. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская область, XVI век
Getty Images


Нимб — главный знак святости на иконах. Святых на Руси крайне редко изображали без этого важнейшего атрибута. Однако в евангельских сценах (Тайная вечеря, арест Христа в Гефсиманском саду и др.) апостолы обычно лишены нимбов. Это означает, что до воскресения Спасителя они были еще простыми людьми, которым лишь предстояло стать великими святыми. А вот на последней иконе евангельского цикла, «Сошествие Святого Духа», где ученики Христа принимают свыше дар говорения на языках и становятся апостолами в полном смысле слова, нимбы уже венчают их головы.

Самого Христа наделяли так называемым крещатым нимбом, на котором виден геометрически расчерченный крест — символ страстей, воскресения и спасения. Бога-Отца (хотя его изображения в человеческом облике признавали неканоничными, начиная с XVI века они все равно стали широко распространены) наделяли восьмиконечным нимбом: два перекрещенных ромба — синий и красный — означали мир земной и мир небесный, созданные Творцом. Наконец, фигуры Саваофа, Святого Духа и Христа (не считая сцен его земной жизни) на иконах иногда очерчивали вытянутым миндалевидным осиянием, которое называют мандорлой (от итал. mandorla — «миндалина»), или круглым осиянием-славой. Это указывало на свет, благодать и силу, изливаемые Богом.



6. Борода


Богач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV век
Getty Images 


Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины. Брадобритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми. Отсутствие бороды может означать юный возраст святого — так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.



7. Знамена


Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Новгород, XV век. Государственная Третьяковская галерея
Getty Images


На многих иконах и миниатюрах изображены сражения и битвы. Войска нападают и отступают, над головами воинов возвышаются копья и развеваются знамена разных форм и цветов. Важно обратить внимание на то, куда реет флаг: в ту же сторону движется войско. Так, на некоторых изображениях понятно, какое из столкнувшихся войск победило, а какое было разбито: знамена проигравших обращены назад, показывая, что скоро они бросятся в бегство.



8. Спас Нерукотворный


Спас Нерукотворный. Ярославская область, XIII век. Государственная Третьяковская галерея
Getty Images


В православном искусстве широко распространены иконы и фрески, изображающие платок с ликом Христа. Такие образы называются «Спас Нерукотворный», «Чудотворный убрус» или «Мандилион». Здесь изображен не сам Христос, а его образ, чудесным образом отпечатавшийся на платке эдесского царя Авгаря. По легенде, больной царь послал художника, чтобы тот нарисовал и принес ему образ Христа, но Иисус, заметив старания художника, омыл лицо, отер тканью, и на ней отпечатался его лик (лицо Христа было мокрым, поэтому иногда образ называют «Спас „Мокрая Брада“»). Этот убрус принесли Авгарю, и позже он исцелился от болезни. Чудесный плат стал фактически первой иконой Спасителя — причем созданной не человеком, а самим Богом. Надо отметить, что у легенды о царе Авгаре есть близкие аналоги: в Западной Европе была популярна схожая история о платке святой Вероники; нерукотворным образом Христа считалась Туринская плащаница?
 
.

9. Тетраморфы, или Звери с нимбами


Апостол Лука. Роспись церкви Святого Георгия в Вело-д’Астико, Италия. XV век
Getty Images 


В храмовых росписях и на иконах часто изображают тельца, льва и орла с нимбами. Рядом с ними — четвертый персонаж, крылатый человек, похожий на ангела. Эти фигуры пришли из библейских текстов. В видении пророка Иезекииля рассказано о тетраморфах — фантастических зверях, которые были похожи сразу на четырех земных созданий: у каждого из них были лица человека, льва, тельца и орла и четыре крыла. Позже четыре зверя с теми же лицами, уже по отдельности, упоминаются в Откровении апостола Иоанна — Апокалипсисе:

«…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». 
Откр. 4:6–8

Уже со II века н. э. богословы начали отождествлять этих зверей с четырьмя апостолами-евангелистами. Самой популярной трактовкой в Европе, а затем и на Руси оказалось объяснение святого Иеронима, отталкивавшегося от фрагментов разных Евангелий: человек — Матфей, лев — Марк (отсюда крылатый лев на колонне площади Святого Марка в Венеции); телец — Лука, а орел — Иоанн. В VII веке папа Григорий Великий писал, что четыре зверя символизируют также самого Христа, который родился, как человек, принял смерть, как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся, как орел.



Источники

Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М., 2005.

Овчинников А. Символика христианского искусства. М., 1999. 
Автор
Подготовил Дмитрий Антонов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе