«Думаю, что это самая большая победа дьявола за последние триста-четыреста лет человеческой истории»

Православный фотограф Иван Жук – о фотографии, кинематографе, дьяволе, вере и искусстве

Занимаюсь фотографией лет с пятнадцати, если не раньше. Начинал как все, брал купленный мамой «Зенит» и запечатлевал «шедевры»: капельку росы на стебле травы; солнечный луч, пробивающий паутинный круг, лица близких, друзей, любимой. И только со временем, годам к пятидесяти, пришел к философской фотографии и съемкам православных лиц.

К сожалению, ни в одном православном издании мои фотографии как произведения искусства ни разу не печатались. Однажды, правда, журнал «Русский дом» использовал мой снимок в качестве представления протоиерея Александра Шергунова, но я об этом узнал только из вторых рук: мне просто поднесли в просфорню журнал и показали мой снимок, перепечатывавший из номера в номер без указания авторства. А кроме этого - ничего.

 

 

 

 Журнал «Фома» сообщил, что мои снимки, в принципе, им подходят, но обработка их им не нравится и они хотят сами подкорректировать ее на свой вкус. Пришлось вспомнить Noorderlicht (ежегодный международный фестиваль документальной фотографии, проводимый на территории Голландии, в котором в 2007 году участвовал И.Ж.) и указать редакторам, что голландцам - этим всемирно известным колористам - моя обработка подошла, а если им, мол, она не нравится, может быть, стоит усомниться в своем эталоне вкуса. На этом наше общение с «Фомой» закончилось.

 

 

 

 

 

 

А вообще-то я, по профессии, кинодраматург. И по призванию, как мне кажется, - чистый киношник. Мыслю образами, раскрывающимися во времени, драматично, чую жизнь в процессе, осмысленно, как некий духовный текст, посредством которого с нами постоянно собеседует само Небо. Пять раз мои киносценарии получали призы на всевозможных Всероссийских конкурсах игровых художественных фильмов. В основном это были православные кинофорумы, такие, к примеру, как «Золотой Витязь» и «Вера. Надежда. Любовь».

 

 

 

 

А вот в этом году моя киноповесть на тему религиозного становления постсоветского человека оказалась замеченной даже светским киноизданием. «Альманах киносценариев», впервые за тридцать лет моих неустанных попыток «сотрудничества» с ним, печатает мой сценарий «Нива Господня». Издатели ободряют, что после такой публикации всемогущие дяди из соответствующих инстанций наконец-то заметят мои потуги и, возможно, дадут деньгу на будущий фильм под таким же названием. В очередной раз надеюсь на чудо. И в свои неполные 56 - готов попробовать себя в роли дебютанта-кинорежиссера.

 

 

 

 

То, что искусство и религия оказались ныне по разные стороны «баррикад», на самом деле катастрофа для всех, как для людей искусства, так и для людей религиозно мыслящих. Искусство от этого становится все более обессмысливающейся безделицей, постмодернистическою игрой, заводящей людей в кручину одиночества и отчаянья, а православные традиционалисты, сознательно закрывшиеся от такого «искусства» в башне внешне верной идеологии, без токов изящного и красивого превращаются постепенно в монстров добра и правды, а не в живых и любящих носителей Вечной Истины.

 

 

 

 

Думаю, что это самая большая победа дьявола за последние триста-четыреста лет человеческой истории.

 

 

Уверен, что возвращение искусства в лоно Православия, а обогащение православно мыслящих людей токами прекрасного и изящного первоочередная задача сегодняшнего (да и не только сегодняшнего) дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседовала Анисия Борознова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе