Уравнение с двумя известными

В апреле лидер «Единой России» Владимир Путин приехал на конференцию партии в Новосибирск. Канал «Вести 24» транслировал ее в прямом эфире — с тем расчетом, что она не продлится более двух часов. Но встреча затянулась, и «Вести» продлили трансляцию. В какой-то момент партийный сибирский растениевод стал довольно долго и путано просить у своего лидера поддержки для производителей льна. Путин честно пытался вникнуть в вопрос, не без большого успеха. Положение невольно спас Дмитрий Медведев: телеканал переключился на срочный выпуск новостей, в котором он подписывал с турками соглашение о «Голубом потоке», а за это время Путина спасли от агрария.

До президентских выборов еще далеко. Все сходятся в том, что варианта всего два: или Медведев— президент, Путин — премьер, или наоборот. Но прямо перед президентскими выборами еще будут выборы в Думу. Эти выборы будут связаны между собой, уверены эксперты; по сути, это будет одна кампания. А для «Единой России» подготовка к выборам — технологический, почти производственный процесс со своей логикой и своим графиком. В прошлую пятницу президент встретился с партийным активом — для неформальной беседы. Раньше таких встреч не было. Но судя по тому, что и как партия делает сегодня, она ждет, что именно Путин вернется в Кремль. 


СТАВКА НА ПУТИНА

Разъяснительная брошюра, выпущенная после той самой конференции в Новосибирске (а это было ключевое партийное мероприятие минувшей весны), не оставляет сомнений в том, кого партия считает следующим президентом: на 60 страницах 20 фото Путина и ни одного портрета Медведева. Высокопоставленный сотрудник аппарата «Единой России» не видит в этом проблемы: «Путин — лидер партии, и других вариантов подготовки к осенним [региональным] выборам и выборам в Думу у нас просто не может быть». 

График так называемых межрегиональных партийных конференций—по подобию той, что провели в Новосибирске,— расписан как раз до 2012 года. В этом году еще две: летом — на Дальнем Востоке, осенью — на Кавказе. Еще четыре в 2011 году, и последняя — в начале 2012-го. Очень вероятно, что она станет и финальным аккордом президентской кампании — сами выборы президента пройдут в марте. 

А кто им станет, скорее всего будет объявлено на партийном съезде в декабре 2011 года. Как бы Путин с Медведевым ни договорились между собой, они постараются сохранить интригу до последнего момента, из чисто практических соображений: чтобы люди не потеряли интерес к выборам президента. При этом нет сомнений, что Путин возглавит партийный список на выборах в Думу. 

Отмашку на подготовку к избирательной кампании «Единой России» никто не давал, но она в этом и не нуждается, говорит сотрудник кремлевского управления внутренней политики. В Кремле, по его словам, партии помогают советом, но дают гораздо больше свободы, чем раньше. Усиленная прошлой осенью бывшим кремлевским чиновником Алексеем Чеснаковым, партия сама начинает набирать обороты. «Раньше были проблемы с [партийными] сюжетами [для федеральных теленовостей], — поясняет еще один кремлевский сотрудник, — а теперь, как во время выборов, партия сдает по несколько отличных региональных сюжетов в неделю». 

ЦАРЬ-САНТЕХНИК

Изменились и сами сюжеты. В прошлом году показывали в основном Думу и депутатов. Теперь новые ориентиры, радуется сотрудник «Единой России», — появились реальные люди и их проблемы. На губернаторов и чиновников установлен едва ли не полный запрет, зато открытые по всей стране общественные приемные Путина исправно снабжают нужными информационными поводами: тут помогли с жильем, там отвезли на могилу деда, который погиб на войне в Европе, написали губернатору про рейдеров в садовом товариществе. 

Судя по всему, это установка от самого Путина. Так он видит свой имидж. «Царь-сантехник», —уточняет сотрудник партийного аппарата. Еще в прошлом году, говорит сотрудник Белого дома, Путин возложил ответственность за партийный участок работы на главу правительственного аппарата Сергея Собянина. И тот исправно встречается с руководством партии, готовит встречи премьера с «Единой Россией» и, по сути, руководит партией там, где ее повестка пересекается с повесткой правительства. Раз в месяц Собянин принимает у себя руководителя путинских общественных приемных — депутата Михаила Бабича с докладом, где, кому и как помогла партия. 

Партии такая статистика тоже нужна. «Все [эти данные] накапливаем и используем и в телевизоре, и на выборах», — доволен высокопоставленный член партии. Зато у Собянина с партийным руководством бывают трения. Например, в феврале, рассказывает правительственный чиновник, Собянин едва не выгнал из кабинета главу партийного исполкома Андрея Воробьева —за то, что тот плохо подготовился к совещанию. 

«[Партийцам] не хватает чиновничьей логики, — объясняет сотрудник аппарата правительства, —и их содержательные проколы приходится закрывать нам». Чтобы конференция в Новосибирске прошла на отлично, Минрегиону, говорит сотрудник министерства, срочно пришлось дописывать еще не готовую «Стратегию развития Сибири до 2020 года» и сдавать ее в правительство. Один из подчиненных Собянина уверен, что подготовку следующих таких конференций Собянин полностью возьмет на себя: «Партии останется только привезти народ». 

НАДЗОР ЗА ПОЛЯНОЙ

Собянин, таким образом, уже стал неформальным руководителем предвыборного штаба Путина. Для работы с партией премьер администрацию президента уже не использует. Один из ее руководителей, Владислав Сурков, идеологический наставник «Единой России», по-прежнему проводит совещания по политической повестке партии, но с Путиным напрямую давно не работает, утверждают сразу несколько кремлевских сотрудников. 

Задача Суркова—общий надзор за партийной поляной, объясняет один из кремлевских сотрудников, это поручение президента. Недавно, приводит пример кремлевский чиновник, президент выразил желание, чтобы на ТВ чаще появлялись малые партии. Сурков отдал распоряжение, и на экранах после долгого отсутствия вновь появилось «Яблоко». 

Собеседники Newsweek в Кремле утверждают: нынешнее положение дел Владислава Суркова вполне устраивает и он предпочел бы, чтобы оно сохранилось и после 2012 года — и Медведев продолжил бы работать в Кремле. В начале года, по данным Newsweek, он вернул себе полномочия вносить предложения в президентский график. А в прошлую пятницу по просьбе Медведева организовал и для него встречу с партией. На нее позвали 140 депутатов, сенаторов и простых партийцев из регионов, а на партийном сайте шла прямая ее трансляция. 

«Бизнес вас поддерживает и делает нас в каком-то смысле единомышленниками», — волнуясь, говорил мясопереработчик Вадим Дымов, восходящая звезда партии. По данным Newsweek, скоро он может стать куратором «Единой России» по связям с бизнес-сообществом. Медведев благодарил за поддержку и в течение получаса убеждал с большим вниманием отнестись к делу модернизации страны. «Нефть по $140 за баррель — это катастрофа для России», — заявил президент. Медведев даже позволил себе намекнуть на сходство «Единой России» и КПСС: «Не стоит работать так, как это делали ваши правопредшественники по партийной линии». 

НИЧЬЯ ПО ОЧКАМ

Социология — удобный инструмент в аппаратной работе. Один из социологов приводит пример: с его слов, в 2002 году, после теракта в «Норд-Осте», Путин принимал решения, опираясь на данные соцопросов, которые показывали, что его популярность падает, хотя на самом деле интерпретировать эти цифры можно было по-разному. 

Социологи отмечают: общественное мнение последние два года работой тандема вполне довольно. Как минимум, оно не видит Путину и Медведеву альтернативы. В аппарате партии привыкли, что у Путина рейтинг выше, а значит, вести ее на выборы должен именно он. Действительно, по всем опросам, Путин слегка популярнее. «Небольшой разрыв сохраняется, —говорит глава Левада-центра Лев Гудков.— Медведев по-прежнему не воспринимается как самостоятельная фигура». У фонда «Общественное мнение» схожая картина: Медведеву доверяют 60%, Путину — 67%. 

При этом, судя по опросам того же Левада-центра, доверие к Медведеву растет: тех, кто считает, что Медведев ведет самостоятельную политику, за последние два года стало в два раза больше. Но доля тех, кто считает, что они с Путиным правят вместе, все равно такая же, как и два года назад (если сделать скидку на статистическую погрешность). Качественного перелома не произошло, уверен Михаил Виноградов из фонда «Петербургская политика». 

Однако если взглянуть на закрытые опросы фонда «Общественное мнение», которые моделируют ситуацию выборов, то картина опять изменится. Будь в бюллетене для голосования одновременно и Путин, и Медведев, то сегодня между ними была бы зафиксирована ничья: 32% у первого, 31% у второго. Хотя еще в январе 2009 года цифры были совсем другие: 46% у Путина против 20% у Медведева. То есть среди них уже нет четкого фаворита. ФОМ не публикует эти опросы, они для внутреннего пользования, и к ним имеют доступ несколько кремлевских управлений и пара департаментов в Белом доме. Newsweek их передал один из чиновников. Глава фонда Александр Ослон отказался комментировать эти цифры: «Мы не комментируем то, что не публикуем». 

С одной стороны, из этих данных тоже можно сделать вывод, что Медведев укрепляется. Это нормально: люди привыкли к тому, что он президент, и это само по себе добавляет ему очков. С другой стороны, это абстрактная картина: ведь в реальности выбирать между двумя правителями не придется. Например, ВЦИОМ вообще исключил Путина из этих опросов и предлагает «голосовать» за Медведева, Зюганова, Жириновского или Шойгу. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров объясняет: «Спрашивать респондентов, за кого они готовы голосовать—Медведева или Путина,—все равно что спрашивать ребенка, кого он больше любит, маму или папу». 

Константин Гаазе

Русский Newsweek

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе