Централизация в культуре как симптом

Оптимизация во всех областях давно стала синонимом сокращения бюджетных денег.

На днях столичный департамент культуры издал приказ о реорганизации государственных бюджетных учреждений – театров для детей Центрального административного округа. Вроде бы хотят, чтобы всем стало лучше, а на деле объединить собираются детские театры-студии, то есть любителей, со вполне профессиональными и даже успешными кукольными театрами (среди них один имеет и российское, и даже международное признание). Нельзя сказать, чтобы таких примеров до сих пор не знала отечественная история. Однако всегда история слияния, например, Реалистического театра Охлопкова с Камерным театром Таирова считалась одной из черных страниц советского тоталитарного прошлого, примером репрессий, лишь на первый взгляд – бескровных.

Впрочем, вопросами оптимизации и объединения культурных учреждений сегодня озабочены в России на всех уровнях.

Интерфакс пишет о грядущей реформе в системе НИИ, подведомственных Министерству культуры. Официальных комментариев нет, но в кулуарах все настойчивее разговоры о том, что решение подготовлено и вот-вот объявят об объединении нескольких научно-исследовательских институтов под одной крышей, в том числе и в буквальном смысле. А сегодня один занимает старинный особняк за гастрономом «Елисеевский», другой – сидит на Берсеневской набережной, третий – в переулке между «Пушкинской» и «Маяковской». Вопрос, разумеется, не только в недвижимости. Зачем так много людей, там 100, тут – еще 200 человек, там – еще столько же? Зачем годами изучать вопросы, практическая польза от которых неочевидна и в отдаленной перспективе? Научную эффективность проводимых академических исследований вычислить непросто, да и кому такой анализ можно доверить? А жизнь ежедневно задает вполне практические, прикладные вопросы, на которые академические институты ответить не в силах, тем более когда необходимы оперативные решения. Недовольство можно понять.

В августе этого года, когда подобные слухи впервые начали беспокоить мирную жизнь ученых-искусствоведов, руководитель соответствующего направления в Минкульте прокомментировал ситуацию «НГ»: «Структурные преобразования НИИ не обсуждаются. Но, учитывая потребности, запросы к НИИ формируются у других подразделений министерства. Есть потребность в осмыслении, потребность в соединении их планов с наукой. Эту потребность предложено осознать и нашим научно-исследовательским институтам». В эту парадигму укладываются назначенные на следующую неделю слушания – в Министерстве культуры планируют дать слово каждому из подведомственных НИИ, каждый публично сможет рассказать и о проделанной работе, и о планах на будущее.

«Ужасного конца» отечественной истории искусств и культурологии, хочется думать, удастся избежать. Но планы централизации, это известно, вынашивают не только в связи с «культурными» НИИ и не только в российском Министерстве культуры. Вопросы оптимизации управления то и дело подводят к мыслям о возможном, к примеру, слиянии сразу нескольких музеев по принадлежности: например, можно ведь объединить все дома-музеи и музеи-квартиры писателей, которые еще не стали филиалами Литературного музея. Меньшей структурой управлять проще. Но именно так рассуждали и при социализме, именно такую модель – как не самую оптимальную – считают приметой и государственного капитализма. Та и другая не могут быть названы залогом дальнейших демократических преобразований. Именно централизация стала камнем преткновения печально известного 83-ФЗ, который под одну гребенку причесал и музеи с театрами, и больницы с кладбищами. Если можно одним законом заткнуть все дыры, конечно, об актуальности специальных законов «О культуре» – тем более «О театре» – речи быть не может.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе