Тандемовоз

Президент хочет ездить на отечественном автомобиле. Государству это может обойтись в $1 млрд 

В личных автопарках первого вице-премьера Игоря Шувалова и полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова есть советские лимузины ЗИЛ - это следует из деклараций о доходах чиновников за 2009 год. Российскому руководству свойственна любовь к советскому ретро: у Дмитрия Медведева «Победа», у Владимира Путина старая «Волга». Но теперь машины Шувалова и Устинова могут из автомузеев вернуться на госслужбу. Дмитрий Медведев распорядился изучить возможности закупки для президентского автопарка новых автомобилей марки ЗИЛ. 

О планах создания отечественного лимузина рассказал на прошлой неделе в эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава Управления делами президента Владимир Кожин. Он подчеркнул, что речь идет о новых современных автомобилях, хотя и на основе ЗИЛа. Вообще-то Путин уже поручал возродить заглохшее производство легковых ЗИЛов - в 2003 году, когда еще сам был президентом, но тогда дело ничем не кончилось. 


Теперь президент Медведев отдал новое поручение. Будет создана рабочая группа, которая изучит экономическую целесообразность создания машины такого уровня. «Автомобиль для первых лиц - это своего рода планка. Это венец отечественного автопрома. Вопрос в том, надо ли ставить эту планку», - объяснил пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков. Проще говоря, все дело в престиже - президенту великой державы надо ездить на отечественном лимузине. 

Сейчас «членовозы», на которых возили генсеков и членов Политбюро, в основном стоят в гаражах коллекционеров и в музеях раритетных машин. В гараже управления делами президента семь машин 80-х годов, но они сдаются в аренду и редко возят важных персон. Лишь совсем недавно, к параду в честь 65-летия Победы, ЗИЛ после долгого перерыва изготовил три открытых лимузина. Но такие машины используются крайне редко, а на президентский автомобиль нагрузка несравнимо выше. 

«Если глава государства примет решение реанимировать такой лимузин, то будет оказана всесторонняя поддержка, в том числе финансовая», - заверяет пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Можно только догадываться, в какую сумму обойдется патриотическая идея. Аналитик ВТБ Елена Сахнова уверена, что если разрабатывать новую модель с нуля, то за весь процесс - от первых рисунков до выезда из гаража - придется заплатить 30 млрд рублей. С прошлой попытки реанимации - в 2003 году - остались наброски чертежей нового лимузина ЗИЛ-4112, но основная часть работы все равно впереди. 

Автомобили для президентов так дороги во многом из-за высоких требований к безопасности. Представители ЗИЛа уверяют, что в этом их машина превосходит конкурентов. В кремлевском гараже еще 30 лет назад пообещали ящик коньяка тому, кто сможет перевернуть ЗИЛ на ходу, и пока никому это не удалось, рассказывает директор по маркетингу автозавода Виктор Новоченко. 

Но у Mercedes-600 Pullman, на которых в основном передвигаются Путин и Медведев, много других достоинств. Во всяком случае стандартам Федеральной службы охраны они соответствуют: бронированные кузов и стекла, способные выдержать взрыв ручной гранаты и очередь из автомата, защита от химической атаки и система автоматического пожаротушения. Такой автомобиль не могут остановить пробитые шины - он способен сохранить скорость не менее 150 км в час. 

Mercedes и BMW тратят на разработку и совершенствование своих моделей огромные деньги, говорит гендиректор портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. В отличие от ЗИЛа, который работал только на госзаказ, для иностранных компаний это хороший бизнес, ведь они обеспечивают бронемашинами не только первых лиц государства, но и крупных бизнесменов, в том числе в России. Сложно представить, что российские миллиардеры доверят свою безопасность отечественному производителю. Так что если решение о возрождении новых ЗИЛов примут, будет изготовлена, как и советские времена, очень небольшая партия - скорее всего, несколько штук для президента и премьера. Возможно, это обойдется дешевле 30 млрд рублей, но обеспечить нужное качество будет сложно. 

Чиновник правительства уже сейчас сомневается, что Путин согласится регулярно ездить на российском лимузине с советской родословной: «Монголия же не может построить самолет. А мы не можем построить машину для первых лиц, конкурентоспособную по скоростным параметрам и параметрам безопасности. Это факт, и с этим надо смириться». 

К тому же трудно представить менее подходящее место для технического прорыва, чем ЗИЛ. В разгар кризиса правительство включило его по старой памяти в список системообразующих предприятий вместе с АвтоВАЗом и ГАЗом, но финансовой поддержки не оказывало. Завод еще в докризисные времена превратился в призрак, спасать там особенно нечего. «Примерно на третьем курсе нам сказали: ищите работу, завод - банкрот», - вспоминает Илья Калашников, закончивший в 2005 году Московский автомобилестроительный институт - бывшее техническое училище при ЗИЛе. Илья, проектировщик двигателей по профессии, сейчас торгует запчастями для Renault. 

Последние годы ЗИЛ производил грузовики, мусоровозы и снегоуборочную технику для Москвы, пожарные машины для МЧС. В прошлом году продажи пошли совсем худо: с конвейера сошло 2239 автомобилей - вдвое меньше, чем в 2008 году. На самом деле завод мог с чистой совестью не строить и эти машины. Автопром для ЗИЛа уже не профильный бизнес. За три квартала 2009 года компания выручила 1,8 млрд рублей, из которых 1,4 млрд рублей - доходы от аренды огромных площадей, которые по-прежнему находятся в его распоряжении. ЗИЛ освоил и новые виды деятельности: например, делает колокола для церквей, чугунные скамейки, сливные решетки и даже памятники. Автопроизводство приносит ему только убытки. 

Не факт, что большой куш в виде госзаказа сорвет именно ЗИЛ. Речь идет о марке, а не о заводе, уточняют в управлении делами президента, ведутся переговоры с разными компаниями. Но выбор невелик. Есть ГАЗ, который в советские времена тоже выпускал правительственный автомобиль, хотя и классом пониже - «Чайку». Но успешно вывести на рынок новый легковой автомобиль у него давно не получалось. Например, модель «Волга Сайбер» на основе американской машины Chrysler Sebring не смогла стать популярной. В самой компании отказались говорить на тему новых президентских лимузинов. 

Понятно одно - как и все новые проекты в российском автопроме, лимузин будет российским лишь частично. «Броню отечественную мы найдем, а где взять двигатель?» - задает вопрос Новоченко с ЗИЛа. Ставить импортный - значит остаться в зависимости от иностранного партнера. В российскую армию сейчас поступает армейский джип «Тигр», который называют отечественным «Хаммером». Он тоже принял участие в параде 9 мая, но пару лет назад был на грани снятия с производства. ГАЗ, производитель джипа, закупал моторы у американской компании Cummins. В один прекрасный день партнеры чуть не разорвали контракт, когда выяснилось, что американская компания не может поставлять оборудование странам, не входящим в НАТО. 

Электронику для «венца отечественного автопрома» тоже наверняка придется покупать за рубежом. Внешняя форма может быть какой угодно, а начинка все равно будет иностранная - с того же «Мерседеса», уверен аналитик Дацкив. Будут потрачены огромные деньги, но вряд ли стоит ждать технологического прорыва в автомобилестроении.

Надежда Иваницкая

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе