Русской культуре необходим государственный протекционизм

В Государственной Думе прошла научно-практическая конференция «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегии развития», организованная Институтом наследия им. Д. С. Лихачева и Министерством культуры.

Члены научного собрались, чтобы сформулировать принципы ценностного подхода в государственной культурной политике, что было особенно актуально в свете необходимости исполнения Майского указа о стратегических задачах развития РФ до 2024, где культура определена «национальным проектом». Жаркие споры вызвал доклад доктор экономических наук Владимира Лексина, который заявил, что русская цивилизация находится в кризисе, а русский народ в своих бедах виноват сам. В комментарии «Культуромании» ученый поясняет свою позицию.


Русская цивилизация сейчас находится в кризисном состоянии — из-за разрушения ее ценностной основы. Носитель русской цивилизации — русский народ. По статистике численность этнических русских — около 90 миллионов человек. Однако я считаю русскими людей, которые обладают выраженным русским менталитетом, владеют русским как родным языком, могут по своему мировоззрению определять, что такое русское, лояльны Русской православной церкви. Есть часть неэтнических русских, которые обладают этими же качествами, они тоже, по моему определению, русские. Русский мир — это мир носителей русской цивилизации. Что происходит с русским миром? Это можно оценить по отношению к русскому языку и русской культуре. 

Знание русского языка феноменально сокращается в России, особенно в национальных республиках, откуда русские вытесняются. Те, кто раньше были носителями русского языка за границей, не стремятся сохранять язык. Авторитет русского языка падает в международном научном сообществе. Часто говорят о соборности — но ее нет, сейчас все конкурируют друг с другом. Государственность? Но какой из русского человека государственник! Ценность семьи? Да, мои студенты в «Вышке» (Национально-исследовательский университет «Высшая школа экономики» — прим.ред.) все время ставят семью на первое место, но на практике у них в лучшем случае гражданское сожительство. Воцерковленных людей в России менее двух процентов, и они уступают мусульманам в сплоченности и религиозной идентичности. Также русские сталкиваются с демографическими проблемами: низкая рождаемость, продолжительность жизни, особенно у мужчин: более половины женщин после 50 лет — вдовы. 

Так что это очень большая проблема — столкновение цивилизационных ценностей с реальной жизнью, это и есть кризисное состояние. Выход из него может быть? Наверное. Но одно из условий — это национальная идентификация, крайне слабая у русских. То есть, татарин ощущает себя татарином, башкир — башкиром, чеченец — чеченцем, а русскому абсолютно безразлично, русский он или нет. Отчасти это связано и с историей: русский народ в нашем государстве всегда был притесняемым. 

Я это называю этнонациональным мазохизмом. Русские люди всегда любили расковыривать свои неприятности и беды, и этим они очень сильно отличаются от остальных. Я считаю, что самая ужасающая история в мире — не у России, а, скажем, у Франции. Например, была Франко-германская война, во время Второй мировой немцы оккупировали Францию за несколько недель... Помнит кто-нибудь об этом? Конечно, нет! Или Великобритания: потеряла все свои колонии, была владычицей морей — стала владычицей маленького острова (и с Шотландией непонятно еще что). Никто там никогда не заикается об ужасах колонизации, ничего этого нет совершенно. Люди живут сегодняшним и чуть-чуть завтрашним днем. А этномазохизм — действительно наша национальная черта. Это, можно сказать, историческая совестливость — с одной стороны, опасная, но в то же время и вполне нормальная. Нужно всегда помнить о том, что было трагичного, но сразу добавлять: но мы ведь выстояли, смотрите! 

Мне больно это говорить, но я считаю, что в своих бедах русский народ виноват сам. Почему? В советское время часто говорили: «нас так учили». Я всегда задаю вопрос: а почему ты так хорошо «учился», почему экспансия цивилизационных ценностей так легко легла на ваши души? Почему в течение 20 лет люди сопротивлялись колхозной действительности, боролись, было глухое кухонное диссидентство в советское время (то есть советскому сопротивлялись), а не стали сопротивляться западной культуре? Почему поверили, что рожать вредно, что дети мешают жить, и теперь мы сталкиваемся с проблемой старения и вымирания населения? На мой взгляд, дело не в материальных трудностях. Никто нас не заставлял, мы сами выбрали такой путь. Выходить, сворачивать с него — невероятно трудно. 

Ни одна цивилизация в случае потери цивилизационных ценностей не выживала. Цивилизации погибали по одной причине — из-за собственной слабости. Римская империя, Византия — все. 

Что может нас спасти? Пока все еще существующая общность людей с невероятными возможностями консолидации в критических условиях, с совершенно гигантским, феноменальным каким-то потенциалом выживания, адаптации к чему угодно. Убежден, что у нас в стране сейчас происходит политическое, экономическое и социальное чудо. Этого ничего не должно было быть, но все это есть. И только потому, что это делает русский народ — терпеливый, способный к работе, когда надо.

Что может делать в свете цивилизационного кризиса государство? Если говорить о каких-то декларативных вещах — «давайте укреплять», «будем делать» и прочее, то от этого ничего не изменится, конечно. Может быть, необходим некоторый протекционизм по отношению к кинофильмам, мюзиклам и прочим произведениям, которые в нашей стране создаются, это ведь есть и в других странах, и это работает. Если если в результате действий официальной власти появляются фильмы похожие на «Мама вышла замуж» (советский полнометражный фильм 1969 года, режиссер Виталий Мельников — прим.ред.) или фильм о семье Луковых «Отцы и деды» (фильм 1982 года, режиссер Юрий Егоров — прим.ред.) — это замечательно! Это реальная государственная политика, опосредованно влияющая потом на настроения людей и на представления их о своем прошлом и будущем. 

Автор
Владимир Николаевич Лексин — доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе