Россия на пороге кибервойны: Песков, Касперская, Гуревич о суверенном Рунете

Во вторник Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект о суверенном Рунете, который предполагает автономную работу российского сегмента интернета.
Фото: Andy Short/PC Gamer Magazine via Getty Images


Один из авторов документа — сенатор Андрей Клишас — предполагает, что эта мера обойдется бюджету в 20 миллиардов рублей и поможет защитить россиян от внешних угроз, в том числе от кибертерроризма. «Сноб» поговорил с экспертами в области интернета, чтобы узнать, действительно ли над Россией нависла угроза международного кибертерроризма и так ли необходим стране свой собственный закрытый интернет



Дмитрий Песков,
спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития:

Киберугрозы могут быть опаснее ядерного оружия. И кибервойну можно сравнить с ядерной войной, с соответствующими последствиями. Поэтому все страны прекрасно понимают, что придется договариваться по поводу контроля интернета так же, как ранее страны были вынуждены договориться по поводу контроля над атомным оружием. Решение может быть найдено только в глобальном диалоге подавляющего большинства стран мира. Идеальной модели здесь нет, необходимо идти путем экспериментов, искать решения, и там, где можно найти компромисс, облекать его в законную форму, а не воевать.



Наталья Касперская,
президент компании InfoWatch:

Стоит ли Россия на пороге кибервойны? Это скорее риторический вопрос.

Да, политическая обстановка вокруг страны ухудшается, и в целях безопасности государство на всякий случай должно иметь техническую возможность отключить интернет в России.

Именно на этот самый всякий случай и разрабатывается законопроект, который в СМИ называют «законом о суверенном интернете». Это неправильно, на самом деле он — об устойчивости интернета к внешнему воздействию. Вероятно, всех смутило упоминание в документе неких автономных зон, но автономные зоны — это не более чем специфический интернет-термин, который обозначает вполне конкретные понятия. К слову, таких зон в России уже около тысячи.

Законопроект об устойчивости интернета к внешнему воздействию создается для того, чтобы при попытке отключения российского интернета извне он не рухнул. Зачастую трафик проходит через иностранные сервера, причем нередко неизвестные — и это тоже совершенно неправильно с точки зрения безопасности.

Но ключевой проблемой, я назвала бы проблему сертификатов, и ее законопроект, к сожалению, совершенно не учитывает. Дело в том, что сайты все больше и больше используют сертификаты шифрования, и все они — не российские. Это сертификаты SSL, которые не поддерживают отечественное шифрование. Простым отзывом такого сертификата можно остановить работу некоторых сегментов интернета в России, для этого даже не надо сильно стараться.

Остается только догадываться, почему законопроект не поднимает эту проблему, ведь она с точки зрения информационной безопасности стоит намного более остро, чем некая угроза внешнего воздействия.

При этом важно отметить, что для среднестатистических пользователей этот законопроект вообще ничего не означает, они не заметят никаких изменений.



Михаил Гуревич,
управляющий партнер развлекательного портала «Фишки.нет»:

Законодатели хотят построить «Великий китайский файрвол» в России. По оценкам экспертов, затраты на реализацию такого проекта будут составлять не менее 100 миллиардов рублей. При этом со временем будут меняться технологии и возможности, добавятся способы обхода ограничений — и это все будет только увеличивать расходы.

Но ситуация в России принципиально отличается от китайской: КНР начала строить свой файрвол с нуля, когда интернет был еще в зародыше. У нас же это будет накладываться «вживую наживую», из-за этого придется решать много всплывающих  вопросов. Например, непонятно, как обеспечить файрвол в Калининградской области, которая является анклавом в ЕС, непонятно, как реагировать на спутниковый интернет — а ведь он все быстрее будет развиваться в самые ближайшие годы.

До настоящей кибервойны у нас еще достаточно времени, но до ее наступления нас неминуемо ждут разного рода вмешательства — я бы назвал их киберконфликтами.

Россия сама устроила себе эти проблемы: современная государственная риторика достаточно воинственна. Из-за нее действительно возникает масса проблем с безопасностью, и их, безусловно, надо как-то решать. И здесь можно выделить два основных подхода.

Первый заключается в том, чтобы противодействовать терроризму тайно. Примерно так сейчас и работают российские спецслужбы. Ни один киберзлоумышленник не знает до конца, что, где и как читается, а поэтому чувствует себя свободно и раскованно, а потому их проще вычислить.

Второй способ защиты от интернет-угроз предполагает перевод упомянутых выше киберразведчиков из работников спецслужб в полноценных чиновников, которым должны отдавать абсолютно все данные. Эти данные еще и будут храниться полгода — чтобы всю информацию можно было тщательно изучить. К такому подходу современная Россия только движется. А значит неминуемо стремится к ситуации, когда всем преступникам, террористам и недругам страны будет прекрасно известно, какие данные, где и как будут собираться. Если тебе известна эта информация — тебе проще обойти все опасные точки и остаться незамеченным. Ведь предполагается, что разведчикам даже не надо что-то искать — граждане сами  должны принести всю свою переписку на тарелочке.

Для некоторых пользователей этот законопроект означает повышение компьютерной грамотности, для остальных 80 процентов — ничего не изменится: им достаточно одного поисковика, одной или двух соцсетей и нескольких информационных сайтов.

Автор
Подготовили: Мария Долаберидзе, Арина Крючкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе