Предчувствие Красной эпохи

В перестроечные и постперестроечные годы на волне ниспровержения всего советского возникло немало упрощённых, подчас мифологического характера суждений о причинах, в частности, Великой Октябрьской социалистической революции.

Особую роль в формировании такого рода взглядов сыграл талантливо поставленный С. Говорухиным фильм «Россия, которую мы потеряли». В нём утверждалось, что царь Николай II был прекрасным государственным деятелем, добропорядочным семьянином, которого, как и его большую семью, включая малолетнего больного гемофилией сына, потом расстреляли большевики якобы по прихоти самого Ленина. Сама же революция была осуществлена на германские деньги, а Ильич ни больше ни меньше – герман­ский агент чуть ли не самого немецкого генерального штаба.


Другой его красочно обставленный пассаж в фильме: дореволюционная Россия была исключительно процветающей в сельскохозяйственном отношении страной и кормила всю Европу хлебом и сливочным маслом и имела довольно высокие темпы промышленного роста.


С точки зрения поверхностного анализа, а не глубинного подхода к подобного рода историческим фактам всё выглядит вполне правдоподобно. Однако если Ленин являлся бы германским агентом, то он из советских руководителей, как никто, был бы заинтересован в сохранении жизни Николаю II и его семье. Он ведь знал, что русский царь приходился близким родственником германскому императору Вильгельму II, а его супруга до замужества была немецкой гражданкой. К тому же известно, что на переговорах с немецкой делегацией в Брест-Литовске в феврале 1918 года советское руководство было готово выпустить всю царскую семью за границу за исключением бывшего царя, которого хотели предать революционному суду.


С позиции сегодняшнего дня после стольких лет обожествления Ленина нам представляется, что он обладал верховной властью на всей территории молодой советской республики. Далеко это было не так. В годы революции и гражданской войны к его партии примкнули немало различного рода «деятелей» якобы для борьбы с царизмом и белогвардейщиной, а на самом деле – для решения своих подчас корыстных интересов. И они, самостийно действуя, не подчинялись московскому руководству коммунистов. Именно в этом лежит одна из причин расстрела чекистами не только царской семьи, но и двоюродного племянника Ленина Н. Ардашева в том же Екатеринбурге в январе 1918 г.


Что касается обеспечения Европы хлебом, то оно шло за счёт недоедания сотен и сотен тысяч самих производителей – крестьян. Они, выращивая и продавая его в счёт налогов и недоимок, сами зачастую оставались без хлеба, влача жалкое существование. До революции был такой царский премьер-министр Горемыкин, который, ратуя за экспорт хлеба, громогласно заявлял: «Не доедим, но вывезем!»


Социалистическая революция – это не результат дей­ствий внешних врагов и козней их сподручных псевдореволюционеров (мы не отвергаем полностью их роли в подготовке особенно февральской революции), а следствие всего хода исторического развития российского общества, той ост­рейшей идейной и умственной борьбы в нём на протяжении ХIХ века, начиная с восстания декабристов в декабре 1825 года. Именно декабристы в лице Пестеля в своих документах впервые заложили радикальный тезис о необходимости физического истребления царского рода (а не только семьи) как единственного пути перехода к республиканской форме правления в России. Данная идея получила своё развитие во взглядах народовольцев, эсеров, анархистов и отчасти большевиков. Они уже призывали к физическому уничтожению не только цар­ствующих особ, но и, по их мнению, тех, кто паразитировал на народном страдании: помещиков, капиталистов, купцов, попов и т. д.


Сложившаяся во второй половине ХIХ века русская интеллигенция культивировала презрение и неуважение к царской власти и в то же время героизировала деяния тех, кто осуществлял покушения на царя и лиц, олицетворявших царскую власть. Например, после убийства народовольцами Александра II великий русский писатель Л. Н. Толстой обратился к новому императору Александру III с просьбой о помиловании убийц. И тот же писатель вместе со своей супругой Софьей Андреевной в годы первой русской революции, когда в Московской губернии запылали помещичьи усадьбы, обратился к властям с просьбой о присылке им сотни казаков для охраны имения от разорения восставшими крестьянами.


М. Горький «В несвоевременных мыслях» отмечал: «Начиная с 60-х годов мы пытались пробить головами молодёжи стены самодержавия, 50 лет истреблялось русское юношество в тюрьмах, ссылке, каторге...».


Русская интеллигенция воспринимала революцию как очистительную бурю, после которой обязательно наступят праздник народовластия и царство свободы, а владыкой жизни будет не царский чинуша или денежный чистоган, а труд. Вспомним «Песню о Буревестнике» М. Горького, написанную им весной 1901 года. Она заканчивалась словами: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: – Пусть сильнее грянет буря!»


Сложилось искусство, включая и песенное, которое воспевало борцов за свободу и справедливость, наделяя их исключительно благородными чертами. В революционных песнях и стихотворениях обосновывалась необходимость только кровавой борьбы с правящим режимом, то есть о каком-то компромиссе с царскими властями не шло и речи. Возьмите, например, строчки из стихотворения-песни «Замучен тяжёлой неволей»:


Нет, злоба нас просто

                       душила,

Мы к битве с восторгом

                     рвались

И мстить за тебя

              беспощадно

Над прахом твоим

                поклялись.


Конечно, царизм не гладил по головке революционных оппонентов и демократическую интеллигенцию. В борьбе с ними он жестоко подавлял демонстрантов и стачечников, отправляя их организаторов в лучшем случае на каторгу, в худшем – на виселицу. На совести царизма кровавая «Ходынка», когда во время коронования на трон Николая II погибли в столпотворении до нескольких тысяч человек; Кровавое воскресенье 19 января 1905 года, затопленная в крови Красная Пресня в декабре 1907 года, массовые казни участников вооружённой борьбы в годы буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 гг., так называемые «столыпинские галстуки».


Думается, среди оппонирующих сторон тогда не нашлось ярких авторитетных лиц, кто бы донёс до российского общества понимание ценности сохранения государства как института организации социальной, политической и экономической жизни в обществе, без которого наступает анархия и война всех против всех. Так что государство нельзя раскачивать всё время как лодку, которая, перевернувшись, всех накрывает, что и произошло в феврале и октябре 1917 года, когда безумие насилия охватило всех и вся. Кстати, гениальный русский поэт М. Ю. Лермонтов ещё юношей в 16 лет предвидел: какая кровавая вакханалия ждёт русский народ в случае насильственного свержения царя. Вот что он писал в своём стихотворении «Предсказание», датированном 1830 г.:


Настанет год,

          России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним

              прежнюю любовь.

И пища многих будет

                смерть и кровь;

Когда детей,

        когда невинных жён

Низвергнутый

           не защитит закон;

Когда чума от смрадных,

                    мёртвых тел

Начнёт бродить

    среди печальных сёл...

...

И зарево окрасит

                     волны рек.


Далее, нельзя с государ­ством обращаться как с игрушкой: не понравилась – брошу. Царская правящая верхушка в лице Николая II и его брата Михаила проявили полную беспечность по отношению к судьбе государства, по очереди отказавшись от царской короны, посчитав: пусть в стране решаются проблемы без них, а они отсидятся в стороне от революционных событий.


Всё это в конечном итоге закончилось кровавой гражданской войной, в которой, по словам М. Горького, «убийство, самосуд – поражают своей ужасающей «простотой». Так и мчится жизнь: одни грабят, убивают, другие – топят и расстреливают грабителей, третьи – говорят и пишут об этом. И всё – «просто». Даже весело порою. Но когда вспомнишь, что всё это происходит в стране, где жизнь человека до смешного дёшева, что нет уважения к личности и труду её; когда подумаешь, что «простота» убийства становится «привычкой», «бытовым явлением» – делается страшно за Россию» (Горький М. «Несвоевременные мысли», 1918 г.).


В братоубийственной войне победила партия большевиков во главе с Лениным и Сталиным, которая была на тот момент наиболее идейно-сплочённой политической организацией молодых (средний возраст 32 – 33 года) и энергичных её членов, прошедших суровую политическую борьбу с правящим режимом. Эта партия сумела сохранить Россию, но уже в форме СССР, и превратить её в великую державу, поскольку донесла до самых низов народных масс свой проект преобразования царской России. Вместо белогвардей­ского лозунга «неделимой России», который оказался нереализуем в условиях «разгулявшегося» тогда национализма на территориях национальных окраин, большевики предложили свой: «Всем народам собраться в «Республику Советов». И Красная Армия почти везде воспринималась как своя, и местные националисты не смогли её представить как иностранную.


Большевики выдвинули проект экономической и культурной модернизации страны в отличие от Петра I и Столыпина не в конфронтации с традиционной Россией, а, наоборот, опираясь на её ценности. Столыпин насильственно разрушал общину, делая ставку на единоличника-крестьянина. А Ленин и Сталин опирались на её традиции, преобразуя общину в колхозы, которые стали важнейшей основой создания крупнотоварного сельского хозяйства. В отличие от культурной политики Петра I, которая носила узкосословный характер и ориентировалась только на европейские ценности, большевистская культурная революция захватила все народы многонациональной России и опиралась на «овладение достижений всего человечества» (Ленин) и своей национальной культуры. В этом заключается, несмотря на все жертвы, которые несёт с собой любая революция, один из величайших позитивных итогов Великого Октября.


Под влиянием идей Октябрьской революции был законодательно утверждён 8-часовой рабочий день во многих странах Запада. Использование идей государственного планирования позволило президенту США Ф. Рузвельту вывести Америку из глубочайшего кризиса в 30-х годах ХХ столетия и заложить основы для превращения её в державу № 1. Советский Союз, создав мощный военно-промышленный потенциал, спас мир от коричневой чумы немецкого фашизма. Великий Октябрь позволил России превратиться в космическую дер­жаву и создать ракетно-ядерный потенциал, под зонтиком которого мы пока неуязвимы для наших врагов. В конце концов вся мировая духовная элита (Б. Рассел, Б. Шоу, Луи Арагон, Пикассо, Р. Ролан, Ж. Кюри, Сунь-Ятсен, Ганди, Д. Неру, Ст. Цвейг, Л. Фейтвангер, А. Эйнштейн и многие другие выдающиеся умы человечества) видела в социально-экономических и культурных преобразованиях большевиков будущее мирового сообщества.


Всё это говорит об определённой политической близорукости и духовной нищете современной правящей элиты, которая, кормясь плодами Октябрьской революции, не хочет признать за ней право поворотного пункта в отечественной и мировой цивилизации. По этой причине она отняла у нашего народа государственный праздник в честь великого события. Французская революция 1789 г. тоже была очень кровавой и противоречивой. Тем не менее День взятия Бастилии 14 июля, послуживший началу революции, отмечается страной ежегодно как национальный празд­ник. На худой конец вполне можно было бы одновременно отмечать два праздника – День народного единства и день Великой Октябрьской социалистической революции. Во-первых, окончательное освобождение Москвы от польских иноземцев произошло всё же не 4, а 7 ноября 1612 года. Во-вторых, в ХХ веке и тем более в последующих столетиях народное единство при решении острейших политических и социально-экономических вопросов возможно только на основе идеи социальной справедливости, которая была главным знаменем социалистической революции октября 1917 г.


От редакции: Точка зрения авторов публикуемых материалов может не совпадать с позицией других читателей и журналистского коллектива газеты. Однако мы всегда приветствуем желающих высказать своё мнение и приглашаем читателей делать это на страницах «Северного края» и на нашем сайте www.sevkray.ru.


Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе