Кто жмет на курок? ("The Guardian", Великобритания)

Адвокат по правам человека, убитый на прошлой неделе в Москве, - очередная жертва в длинном списке загадочных убийств противников Кремля.

В Москве выпал мягкий снег, запорошив памятник немецкому философу Фридриху Энгельсу недалеко от станции метро 'Кропоткинская' в центре столицы. Снежный покров опустился на шикарные кафе, пекарни и гигантский купол храма Христа Спасителя. Солнце играло на покрытых снегом темно-красных стенах и башнях Кремля. 

Прошлый понедельник был типичным серым московским днем. В 3 часа пополудни адвокат Станислав Маркелов шел по Пречистенке. Маркелов был одним из самых известных правозащитников и тесно сотрудничал с убитой оппозиционной журналисткой Анной Политковской. Они вместе работали по многим делам: вместе ездили в Чечню и представляли чеченцев, чьи родственники пропали без вести. 

Маркелов был, как всегда, энергичен. Он только что дал пресс-конференцию на тему одного из самых известных дел, которым он когда-либо занимался - об убийстве в 2000 г. 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой пьяным командиром российского танка. За четыре дня до этого командир танка полковник Юрий Буданов был освобожден из тюрьмы. 

Адвокат вышел из пресс-центра вместе с 25-летней журналисткой Анастасией Бабуровой, внештатной сотрудницей 'Новой газеты'. Маркелов не раз выступал в роли юриста газеты. Он защищал Политковскую, ее специального корреспондента, когда та получала угрозы после репортажей об очередной чеченской жертве. Газета хорошо известна в России как главный источник оппозиции режиму Владимира Путина. 

Адвокат и журналистка вышли из независимого московского пресс-центра по направлению к метро. Они свернули направо. За ними незаметно последовал молодой человек в темной куртке и лыжной маске. Маркелов подошел к дому номер 1 на Пречистенке, белоснежным палатам XVII века. Убийца приблизился к ним сзади и дважды выстрелил Маркелову в затылок из пистолета с глушителем. 

Когда Маркелов рухнул на землю, Бабурова попыталась схватить киллера за руку - возможно, это рефлекторное движение стоило ей жизни. Убийца остановился и спокойно выстрелил ей в голову. После чего быстрым шагом двинулся к станции метро 'Кропоткинская', до которой было 100 метров, и растворился в толпе. 

Маркелов умер мгновенно. Ему было 34 года. Его тело лежало перед старинными палатами; кровь обагряла серый снег. Тяжело раненная Бабурова скончалась в тот же вечер в больнице. Убийство было совершено мастерски. На месте преступления не было ни свидетелей, ни видеокамер наружного наблюдения, ни - как это всегда происходит в России, когда таинственным образом гибнут противники режима - милиции. 

Смерть Маркелова потрясла и ужаснула правозащитников. 'Мы не знаем, кто его убил. Но мы знаем, что его убили за ту работу, которую он вел, это вне всякого сомнения, - говорит Таня Локшина из московского отделения Human Rights Watch. - Он был одним из тех, кто готов отдать за дело свою жизнь. Он был веселым, эпатажным и порой довольно резковатым. Он был коллегой и другом. Мы вместе ездили в Чечню. Он всегда рассказывал анекдоты, в том числе, самые непристойные. Не могу поверить, что его больше нет'. 

Адвокат замыкает длинный список противников Кремля, ставших жертвами неустановленных убийц. Его убийство вызвало резонанс, который выходит за пределы страны, и по своей наглости схоже с убийством Политковской, еще одного бесстрашного критика Кремля и его чеченских союзников. Политковскую застрелили в подъезде ее дома в Москве в октябре 2006 г. Оно также навевает воспоминания о гибели Александра Литвиненко, который умер в Лондоне от отравления полонием месяц спустя. 

У убийств этих врагов Кремля - журналистов, юристов и критиков российских спецслужб - есть одна общая черта. Никто не пойман и не наказан. Процесс над четырьмя мужчинами, обвиняемыми в причастности к убийству Политковской, идет, но правозащитники считают его фарсом. Следователи не сумели поймать ее убийцу, и, по-видимому, им также не удалось установить заказчика. 'Мы даже не можем назвать это процессом. Обвиняемые - не те люди, которые совершили убийство', - говорит Наталья Эстемирова из правозащитной организации 'Мемориал'. Странно, но после убийства не прозвучало комментариев ни от премьер-министра Путина, ни от президента страны Дмитрия Медведева. Вместо этого, власти отправили ОМОН на разгон спонтанных акций протеста в нескольких городах России. 

По мнению друзей Маркелова, отсутствие осуждения выглядит как знак негласного одобрения тех темных, реакционных и хорошо организованных сил, которые могли стоять за его убийством. По их словам, это происходит на фоне официально санкционированного преследования правозащитных организаций - по сути, всех тех, кто оспаривает монополию Кремля на власть. Государственное телевидение, по большому счету, проигнорировало гибель Маркелова (такое пренебрежение напоминает характеристику, данную Путиным Политковской после ее убийства: 'крайне незначительная фигура, хорошо известная только на Западе'). 

Так кто же убил Станислава Маркелова? Ответить на этот вопрос непросто. Существует целый ряд версий - за Маркеловым и Бабуровой охотились, чтобы закрыть 'Новую газету'; адвоката из солидарности убили некие представители армейских кругов, мстя за дело Буданова; его застрелили неонацисты за то, что он защищал антифашистов. Одним из последних клиентов Маркелова был Михаил Бекетов, российский журналист, избитый до полусмерти после того, как он вступил в борьбу с коррумпированными бюрократами из подмосковных Химок. 

Не менее правдоподобна и версия о том, что его застрелил профессиональный киллер, подосланный президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, близким союзником Путина. В конце концов, недавно адвокат обнародовал факт наличия в Чечне тайных кадыровских пыточных тюрем. Он защищал анархистов и пацифистов, представлял в суде жертв милицейского насилия и участвовал в организации антикремлевских протестов. Ему угрожали смертью. Версий масса. Единственно, в чем согласны все, - это то, что у Маркелова было много врагов. 

Но самая убедительная теория предполагает более зловещий сценарий: причастность российских спецслужб. Те же темные фигуры из официальных структур подозреваются многими в причастности к убийствам Политковской и Литвиненко. Колумнист 'Новой газеты' Павел Фельгенгауэр указывает на Федеральную службу безопасности, постсоветскую преемницу КГБ. 

'По мнению сотрудников 'Новой газеты', к числу которых я принадлежу, главными подозреваемыми являются российские спецслужбы или неконтролируемые элементы в них', писал на прошлой неделе Фельгенгауэр. Он добавляет, что 'столь дерзкое нападение, совершенное киллером-одиночкой средь бела дня' могло быть совершено только при условии 'профессионального предварительного планирования и наблюдения' и сознательного невнимания спецслужб, которые 'держат этот район под плотным контролем'. 

Российский миллиардер Александр Лебедев, совладелец 'Новой газеты', говорит, что положение настолько чудовищно, что сотрудники газеты должны иметь при себе оружие. Лебедев, новый собственник газеты Evening Standard, также предлагает обучать журналистов стрельбе. Однако власти вряд ли удовлетворят такую просьбу. 

За три недели до убийства Маркелова на пресс-конференции в том же зале были замечены скинхеды. Однако Фельгенгауэр скептически относится к идее о том, что такую операцию могли провести ультранационалисты. 'Использование пистолета с глушителем не вписывается в стандартную картину убийств, совершаемых в России молодежными неонацистскими группами, которые применяют самодельные взрывные устройства и ножи и атакуют свои жертвы группами, забивая их до смерти или убивая при помощи холодного оружия', - пишет он. 

Похоже, работа Маркелова в 'Новой газете' послужила еще одним важным фактором. С начала экономического кризиса тираж газеты резко вырос до 270 000 экземпляров, поскольку россиянам надоедает государственная пропаганда, отрицающая, что экономика в беде. 'Новая газета' крайне раздражает Путина и его сподвижников, - предполагает Фельгенгауэр, предсказывая, что по мере углубления кризиса государство будет подавлять оппозицию 'все более жестоко'. 

Номер 'Новой газеты' за прошлую среду вышел в черной рамке. На первой странице была помещена мрачная фотография: тело Маркелова, лежащее на асфальте. В одной из статей номера Эстемирова из 'Мемориала' называет его убийство 'объявлением войны'. Она задается вопросом: 'На чьей стороне государство?' Начиная с 2000 г. убиты четверо журналистов 'Новой газеты'. Многим из ее самых известных авторов постоянно угрожают убийством. 

Друзья Маркелова говорят, что вопрос о том, кто его застрелил, не имеет ответа и даже непринципиален. Важно то, что сегодняшняя Россия - гангстерское государство, формально демократия, но в действительности не имеет с ней ничего общего. Убийства критиков Путина могут происходить здесь безнаказанно. Государство либо несет прямую ответственность за уничтожение своих врагов, либо потакает действиям темных внешних сил, говорят они. 

'Такое убийство отражает сложившееся криминализованное положение. Кремль поощряет группы экстремистов, и различные реакционные силы считают его риторику своего рода поддержкой', - говорит 23-летний антифашист Алексей Гаскаров, друг Маркелова. 'В любой европейской стране, когда кого-то убивают, власти немедленно пытаются что-то с этим сделать, - добавляет Гаскаров. - У нас они молчат'. 

'Такие вещи делают те, кто хочет, чтобы в обществе царили страх и нервозность, - добавляет адвокат по правам человека Андрей Столбунов. - Есть как внешние, так и внутренние силы, заинтересованные в этом. Это своего рода политический террор. Можно взорвать бомбу и убить множество людей, а можно убить всего одного. Но это должна быть общественная фигура. Адвокаты - подходящие кандидаты'. 

В то время как группы гражданского общества выразили возмущение убийством Маркелова, большая часть населения России проявила безразличие. Две жестокие войны Москвы в Чечне сделали российское общество бесчувственным к насилию, говорит Александр Соколов, еще один правозащитник из 'Мемориала'. 'Страна стала настолько агрессивной, что трудно понять, что выстрелил первым', - подчеркивает он, добавляя, что насилие с Кавказа растекается сегодня по России. 

И, видимо, не только по России. Убийство Маркелова аналогично другим подозрительным убийствам недавнего времени, связанным с Чечней. В начале января 29-летний эмигрант из Чечни Умар Израилов был застрелен в Вене. Израилов, бывший чеченский боевик, попросил у Австрии политическое убежище после того, как заявил, что Кадыров лично пытал его в тайной тюрьме. В 2006 г. он подал иск в Европейский суд по правам человека. 

По данным чеченских источников, эмиссары Кадырова, прибывшие в Вену, требовали от Израилова отзыва иска. Он отказался - и вместо этого изложил свои претензии в интервью New York Times. За несколько недель до убийства Израилов сообщил австрийской полиции, что за ним следят. Это сообщение было проигнорировано. 

Потом, 13 января, два чеченца в камуфляже, устроив засаду недалеко от супермаркета, дважды выстрелили ему в голову. Убийство было выполнено профессионально и в том же стиле, что убийство Маркелова. Могут ли они быть взаимосвязаны? Чеченские эмигрантские группы считают, что только Кадыров - которого уже обвиняли в гибели Политковской - может санкционировать подобное убийство в Европе. Кадыров отрицает такие обвинения, а официальные лица называют Израилова фантазером. 

Но интрига в том, что Маркелов начинал работу по делу Израилова. Он также представлял еще одного чеченца, Мохмадсалаха Масаева, который исчез в августе прошлого года. Масаев утверждал, что в 2006 г. он четыре месяца подвергался пыткам в еще одной тайной тюрьме недалеко от родного села Кадырова. Вскоре после интервью 'Новой газете' он вернулся в Чечню. С тех пор его никто не видел. 

В пятницу гроб с телом Станислава Маркелова был доставлен на Останкинское кладбище Москвы. Работники кладбища подкатили его к уже выкопанной могиле; на березах вокруг припорошенной снегом могилы каркали вороны. Сняли крышку гроба. Родные - молодая вдова Галина и двое маленьких детей - поцеловали его в лоб и положили в гроб красные гвоздики. От Кремля на похоронах никого не было.

Люк Хардинг (Luke Harding)

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать