«Могли ли мы представить, что будем размышлять над таким материалом?»

На прошлой неделе Минкульт опубликовал список приоритетных тем для финансовой господдержки кинопроизводства на 2015 год. «Воздух» попросил сценаристов прокомментировать его и представить, какие заявки на эти темы можно было бы подать всерьез, а какие — если уж очень нужны деньги.
Фотография: Diomedia

Список приоритетных тем

01
Истории успеха, способные вдохновить (в том числе на производстве, в предпринимательской и общественной деятельности).
02
Крым и Украина в тысячелетней истории государства Российского.
03
Военная слава России: победы и победители.
04
Литература в кино: новая жизнь классики.
05
Современные герои в борьбе с преступностью и коррупцией.
06
Общество без границ: самореализация людей с ограниченными возможностями.
07
Памятные даты: к 100-летию событий 1917 года, к 25-летию августовского путча 1991 года.
08
Семейные ценности как основа общества.
09
Россия — многонациональная страна.
Он же на сайте Министерства культуры.


Кадр из фильма «Легенда №17»
Фотография: «Централ Партнершип»

«Можно экранизировать берестяные грамоты»

Николай Куликов
Сценарист («Шпион», «Горько!», «Вечерний Ургант», «Легенда №17»)

«Даже под этот суконный список можно подогнать ряд крутейших фильмов: «Форрест Гамп» — пункт 1 (или 6), «Маленькая мисс Счастье» — 8. Если продюсер или сценарист горит мощной историей, нет смысла ругать Минкульт. Продуктивнее изворачиваться и тащить проект сквозь это игольное ушко. Оно не такое уж узкое».

«Новая жизнь классики»

«Постнейшая формулировка, но необязательно ведь реанимировать подуставшего Пушкина. Можно дерзее: экранизация древнейшего памятника русской словесности (чиновники обожают подобные формулировки) — берестяных грамот. Берем одну грамоту — «А ныне водя новую жену, а мне ни вдасть ничьтоже» — развиваем ее линию, к ней приплетаем другую, и вот уже у нас «Магнолия» meets Rossiya-Matushka. Дорогой костюмный фильм со сложным продакшен-дизайном, где наши русые предки сбирают в житницы и обороняют град от ворога. Не уверен, что это заинтересует массового зрителя, но, к счастью, этот вопрос волнует чиновников меньше всего».

«История успеха»

«Калина красная» meets «Тутси». С зоны откидывается зэк (кликуха почему-то Лондон) и решает начать новую жизнь. Устроиться на нормальную работу бывшему зэку почти невозможно: у него татухи, пугающая речь и аура. Поэтому он переодевается в строгую старорежимную училку (вплоть до перчаток, чтобы скрыть набитые перстни) и идет преподавательницей английского в школу. Там он сам овладевает английским, учит женщин из коллектива стоять за себя, превращает разболтанных школьников в леди и джентльменов и не дает бывшим дружкам провернуть какое-то преступление (обокрасть школу). В финале сводит все татухи, кроме одной (портрет президента). Попробуйте не дать денег такому фильму».


Кадр из фильма «Дирижер»
Фотография: «Мастерская Павла Лунгина»

«Темы как темы, только крымский вопрос их испортил»

Валерий Печейкин
Сценарист («Дирижер»), драматург, автор пьес «Соколы», «Net», «Моя Москва», «Россия, вперед», «Медведев»

«Как там у Довлатова: напишите что-нибудь смешное о Древнем Египте. Редактор попросил. А нас попросило Министерство культуры и предложило список тем. На самом деле никакого особенного вау. Темы как темы, только крымский вопрос их испортил».

«Истории успеха, способные вдохновить»

«Мелодрама «Добро в кулаке». Двое друзей долго ищут стартап. Все время придумывают какую-то хипстерскую ерунду. И вот почти случайно они создают подпольную порноимперию. Вебкам-модели, клиент которых находится по ту сторону камеры, их с ним соединяет только провод и 10 МБ в секунду. Никакого реального секса, только стрим-поток и приватный чат, деньги сначала на «Яндекс-кошелек», а потом — в биткоинах. Много доброго секса».

«Литература в кино»

«Детектив «Преступление и наказание». В Америке свою версию романа ФМД уже создал Брет Истон Эллис, написав «Американского психопата». Тема такая: можно совершить сколько угодно преступлений, а наказания не дождешься. В России, где насилие — норма (вроде аптеки без пандуса), увы, не сложилось своей традиции маньяков. Это была бы история о человеке, который убивает, убивает, убивает. А всем плевать. Я одного такого знаю».

«Семейные ценности как основа общества»

«А теперь о халтуре: киновоспитание «Исчадье». Два брата, один нормальный хоккеист, а второй — гей. И вот они ругаются, хоккеист говорит гею: ты должен жениться, смотри, я женюсь. Тут появляется роковая баба. И вдруг в нее влюбляется брат-гей. И возникает сложная братоубийственная задача: что делать? Уступить брату бабу, чтобы он излечился от гейства? Драматический выбор. Но заканчивается все хорошо, хоккеист находит другую бабу (бывшую), оба брата женятся. Две семейные пары сидят на кухне, пьют чаек и звенят ложечками».


Кадр из фильма «Свадьба по обмену»
Фотография: «Централ Партнершип»

«Борьба с коррупцией и межнациональная напряженность — благодатные и честные темы для творчества»

Евгений Казачков
Сценарист («Свадьба по обмену», «Москва. Центральный округ — 3», «Побег — 2», «Кости»), драматург, соорганизатор фестиваля молодой драматургии «Любимовка»

«Первый пункт идет под номером 1 не зря: это основа мейнстрима в кино, и таких историй у нас остро не хватает. Однако серьезным заблуждением было бы винить в этом сценаристов или индустрию в целом. Дело в том, что искусство — это зеркало, в котором отражается общество. Зеркало должно быть точным и честным, оно должно показывать даже то, чего само общество не замечает. Но оно не может показывать то, чего нет. Наш зритель не верит в возможность добиться серьезных успехов сознательным трудом, настойчивостью, умом, талантом, поэтому воспримет любую success story как фальшь, это чувствуют и авторы. Настройки зеркала не меняют реальность, сколько их ни поддерживай рублем.

Так что же из списка Минкульта может появиться на экранах сейчас? «Семейные ценности» — слишком размытая вводная для кино (и что вообще подразумевается под семейными ценностями, кроме ценности самой семьи?). Юбилеи революции и путча подразумевают идеологическое высказывание в идеологически нестабильное и неопределенное время, что может отпугнуть соискателей грантов (то же касается и новой жизни литературной классики). Тема военной славы соблазнительна, но ответственный автор должен понимать, что настроения в духе «эх, повоюем!» и так слишком сильны, чтобы подогревать их милитаристскими фильмами (особенно тревожит соседство этой темы с «Крымом и Украиной в истории России»). А вот борьба с коррупцией, проблемы людей с ограниченными возможностями, межнациональная напряженность — благодатные и честные темы для творчества. Только вот хеппи-эндов от них точно не стоит ждать».

«Современные герои в борьбе с преступностью и коррупцией»

«В качестве серьезной заявки я бы предложил историю провинциального полицейского, за которого в шутку голосуют жители его поселка, а он вдруг на самом деле решает, что отныне он шериф, уполномоченный самим народом на борьбу с преступностью и коррупцией, невзирая на чины и опасность. И даже когда электорат отворачивается от него, он продолжает свою праведную борьбу в надежде вновь завоевать утраченное доверие. Пусть даже ценой собственной жизни».

«Общество без границ: самореализация людей с ограничеными возможностями»

«А «конъюнктурной» заявкой могла бы стать история о толерантности к людям с ограниченными возможностями проявления Истинного Патриотизма, неспособностью к Безграничной Любви к Национальному Лидеру и врожденным сопротивлением к восприятию информации из Единого Информационного Источника без сомнений и оговорок. Герой борется с бездушной государственной машиной и добивается равных прав для таких граждан. На примере одного конкретного человека он доказывает, что даже в самых запущенных случаях эти убогие могут приносить пользу обществу: клеить пакеты, шить рукавицы и — в исключительных, но не самых редких случаях — резать хлеб».


Кадр из фильма «Мамы»
Фотография: «Каропрокат»

«Классике нужна зубодробительная наглость, легкость, юмор и зомби»

Алексей Нужный
Режиссер, сценарист («Конверт», «Петух», «Мамы»)

«Истории успеха, способные вдохновить»

«Американцы любят такие фильмы, как «Прислуга» и «Эрин Брокович». У нас подобными героями с ходу не похвастаешься. В жизни этих ребят почему-то сажают еще до взлета. А, есть «Левиафан», хотя там тоже героя посадили. Так что я бы предложил сюжет с простым героем, беззаботным Васей в клетчатой кепке, который всегда на расслабоне и добивается победы на своем маленьком поле битвы. Если снимать честный фильм с позитивным финалом, тогда, пожалуй, народному Васе лучше не конфликтовать с государством. Хотя не исключено, что здесь можно получить государственные деньги (лично Мединскому фильм точно не понравится). Поскольку мое предложение — исключить государство как антагониста из истории (вот здесь уже есть шанс понравиться Мединскому), то воевать Васе больше не с кем, разве что с самим собой. Обожаю истории, когда герой сам себе антагонист. Итак: беззаботный Вася должен преодолеть самого себя, свои принципы, ценности. Однажды я слышал, как простой парень искал работу. На предложение поработать на заводе он с ходу ответил: «А там что-нибудь … [украсть] можно?» Посему сюжет должен быть простым и честным. Вася устраивается на завод «Искож». Растет по службе и за двадцать лет карьерной жизни ни разу, представляете, ни разу ничего не … [крадет]. Такое положение дел в современной России лично меня очень вдохновляет».

«Литература в кино: новая жизнь классики»

«Если я правильно понимаю, задача этой темы — побудить молодежь читать классическую литературу. Но, мне кажется, они неохотно смотрят российское кино, разные там костюмные драмы, поставленные режиссером за пятьдесят для других режиссеров за пятьдесят. Если сегодня реанимировать классику с целью обратить на себя внимание, нужна зубодробительная наглость, легкость, юмор и зомби, да, зомби — обязательно».

«Россия — многонациональная страна»

«Благородная тема для комедии. В степи падает самолет. Выживают четверо: чеченец, татарин, бурят и луговой мариец. Они с трудом понимают друг друга, но для того, чтобы выжить, им нужно найти общий язык. Первая русская комедия для русских с субтитрами. В духе «Бобро пожаловать». Только помните главное: я в доле.

Поскольку остальные темы имеют отношение к политике, я воздержусь от шуток».


Кадр из фильма «Я буду рядом»
Фотография: «Каропрокат»

«В написании условной агитки ничего страшного или зазорного нет»

Тихон Корнев
Сценарист («Я буду рядом», «Мамы», «Мужчина с гарантией», «Экипаж»)

«Аполло-13», «Спасти рядового Райана», «Падение «Черного ястреба», да даже «Трансформеры» — все это фильмы-агитки, талантливо и красиво сделанные.

Поэтому в написании условной агитки ничего страшного или зазорного нет, это интересный творческий вызов и, страшную вещь скажу, общественно полезное деяние.

Лично я несколько раз отказывался от работы по идейным соображениям. Важно внутреннее согласие автора с темой фильма, а также чувство вкуса и меры, иначе агитка начинает работать ровно с обратным эффектом. Много какие из наших фильмов мог бы привести в пример, но не хочу никого обижать, да и сам не вполне свят».

«Истории успеха, способные вдохновить»

«Как человек, любящий покопаться в огороде и вообще чувствующий сильный пиетет перед землей и крестьянским трудом, был бы рад написать об истории успеха русского фермера, скажем, байопик про Бориса Акимова. Чем черт не шутит».

Конъюнктурная заявка

«Для того чтобы заявка стопроцентно прошла, в ней должны быть совмещены все указанные министерством культуры темы. Я и так и эдак складывал их в голове и пока смог собрать вместе только восемь пунктов из девяти: молодой чеченец (п. 9) возвращается после некого условного военного конфликта (п. 2 и п. 3), где его ранило (п. 6), возвращается он домой, где его ждут четыре жены и масса детей (п. 8). Дома его начинают притеснять редкие для той местности нехорошие коррупционеры (п. 5).

Хаджи-Мурат (так его зовут, и это п. 4) вступает в противостояние с силами зла и достигает успеха — теперь у него большой дом, парк коллекционных автомобилей, вилла на Майами, и вообще он красавчик и уважаемый человек (п. 1).

Но как сюда приплести п. 7 (памятные даты — к 100-летию событий 1917 года, к 25-летию августовского путча 1991 года), я ума не приложу. А идеальная заявка не терпит неполноты и без одного пункта уже не работает, поэтому вышеозначенный вариант продать не получится. Я пытался».


Кадр из фильма «Братья Ч»
Фотография: Студия «Пассажир»

«Всерьез все это обсуждать бессмысленно»

Елена Гремина
Сценарист («Петербургские тайны», «Дневник убийцы», «Адьютанты любви», «Братья Ч»), драматург, режиссер, руководитель «Театр.doc»

«Всерьез все это обсуждать бессмысленно. В самих по себе темах ничего дурного нет, и издеваться над ними не хочется. Истина же сейчас в глазах читающего. Например, пункт 5 — это «Горе от ума», а пункт 8 — это «Евгений Онегин» или «Война и мир», а 9 — это «Хаджи-Мурат», но все это бесполезно, если эксперты в Минкульте будут такие, которые в детской пьесе «Душа подушки» увидели экстремизм. Сатирические же конъюнктурные заявки сейчас писать не смешно, а страшно: вдруг все же однажды придется? Кто знает свое будущее? Могли ли мы три года назад представить себе, что будем размышлять над таким материалом?»

Текст Наиля Гольман
Автор
Текст Наиля Гольман
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе