Кому напрячься-то?

На статью Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» отреагировали почти все российские высшие чиновники, политологи и публицисты. Многие поспешили отпихнуться от недвусмысленных президентских обвинений: это, мол, адресовано не нам, а им! Ну да, по имени никто из «врагов прогресса» не назван. Но если вникнуть в эту статью чуть внимательнее, оппоненты медведевского курса (если считать курсом весьма расплывчатый набор лозунгов) обозначены вполне прозрачно. Перечтем избранные места. 

«Обидчивость, кичливость, закомплексованность, недоверие и тем более враждебность должны быть исключены на взаимной основе из отношений России с ведущими демократическими странами». 


Слова, прямо адресованные представителю России при НАТО Д. Рогозину, чей гневно-обиженный тон давно приелся не только в Европе, но и дома. Полагаю, этот сигнал стоит принять к сведению и в МИД – Сергей Лавров, человек явно интеллигентный, зачастую об колено себя ломал, чтобы в голосе его зазвучали те самые «обидчивость и кичливость» в духе бессмертного путинского «обрежут под самый корень». 

Виталий Иванов, позиционирующий себя в качестве вице-президента Центра политической конъюнктуры (его называют также рупором В. Ю. Суркова, но это еще вопрос), поспешил процитировать весьма мягкий упрек Медведева сторонникам радикальных реформ: 

«Говорят о необходимости форсированного изменения политической системы. А иногда и о том, чтобы вернуться в «демократические» девяностые. Но возврат к парализованному государству недопустим. Поэтому хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить мы не будем». 

По мнению Иванова, это относится к его любимым врагам, в чьей травле он давно перешел грань приличия: к И. Юргенсу, Е. Гонтмахеру и другим руководителям Института современного развития. Но думаю, он ошибается, скорее тут имеются в виду оппозиционные политики вроде А. Илларионова, Б. Немцова, Г. Каспарова, и так не питавшие особенных надежд на ласки Кремля. 

«Общество становится открытым и прозрачным, как никогда. Даже если это не нравится правящему классу». 

Еще более откровенный упрек в адрес правящего класса. Кто им сегодня является? Разумеется, силовики-сырьевики, клан, пришедший к власти в последнее восьмилетие. 

«Необходимо устранить неправовое влияние на судебные акты, какими бы соображениями оно ни диктовалось». 

В этих словах впервые за всю историю новой России недвусмысленно осужден феномен «басманности», ручного управления юстицией, и адресаты этот сигнал легко считали. 

«Не обрадую и тех, кого полностью устраивает статус-кво. Тех, кто боится и не хочет перемен. Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но неуклонными и последовательными». 

Эти убийственные слова адресованы непосредственно В. В. Иванову, настаивающему на неизменности единственно верного суверенно-демократического курса. 
Новый курс скорее всего обойдется без услуг людей, повсюду ищущих «врагов нации» – а если их нет, создающих этих врагов из ничего. Политологи постарше и поумнее давно это поняли – не зря Глеб Павловский, ориентировавшийся после смены власти исключительно на премьера, недавно заявил, что «Путин должен дать Медведеву возможность стать великим президентом». 

«Мы сделали далеко не всё необходимое в предшествующие годы. И далеко не всё сделали правильно». 

Здесь двойной выход за флажки, поскольку никто из представителей власти пока еще не позволял себе открыто критиковать путинское восьмилетие. Медведев полагает, что в результате путинского правления страна не изжила ни одной из своих давних болезней, а многие запустила. 

«Все социальные системы функционируют. Только этого недостаточно. Ведь они лишь воспроизводят текущую модель, но не развивают ее. Не изменяют сложившийся уклад жизни». 

Это прямой выпад против непосредственного предшественника, ориентировавшегося на возврат к оте-чественной «вертикальной» традиции со всеми ее составляющими – неэффективной экономикой (какая эффективность при несвободе?), бюрократией, отсутствием свобод и воровством. 

«Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает». 

В последнем абзаце президент имеет в виду тех, кто определяет сегодняшнюю политику России – весь пул новых олигархов – смирившийся бизнес, составивший элиту «тучных лет». Называть их поименно нет нужды. Это «им хорошо». Финал статьи ясен: те, кому сегодня особенно хорошо, и есть виновники нынешнего состояния страны. 
Разумеется, статья Медведева абстрактна и половинчата. Но уж то, что сказано в ней открытым текстом, ни извратить, ни переписать нельзя: еже писах – писах.

Быков Дмитрий 

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе