Число недоверяющих Путину повторило максимум 2005 года

Рейтинги тандема и партии власти устанавливают очередные рекорды падения. У президента исторический минимум, у Путина — с монетизации льгот. Конечно, они довольно велики, но тренд падения переломить не удается. Причина и в уменьшении доходов населения, и в неловких инициативах властей.

Социологи из Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) обнародовали свежие результаты опроса рейтингов российских лидеров и политических партий. Картинка вырисовывается нерадостная для властей.

Рейтинг доверия Дмитрия Медведева упал до 46 пунктов — минимума с его презентации в качестве преемника Владимира Путина в декабре 2007 года (тогда было 43 пункта). При этом число «полностью недоверяющих» обновило максимум за все президентство Медведева, поднявшись до 20%. Рейтинг доверия Путину выше, но тоже просел до 53%. Меньше у нынешнего премьера было, по данным ФОМ, в 2003-2005 годах. Число недоверяющих Путину повторило максимум 2005 года (после монетизации льгот), составив 18 процентов.

ФОМу вторят коллеги из «Левада-центра», чьи опросы также показывают падение рейтинга тандема в последний год до исторических минимумов. Впрочем, данные «Левада-центра» фиксируют небольшой (на два процента) рост рейтинга тандемократов по сравнению с мартом.

Рейтинги партий также свидетельствуют о кризисе доверия к власти.

Рейтинг «Единой России» тоже упал до выборного уровня. В декабре 2007 за ЕР в процентах от всех избирателей проголосвал 41% (правда, протестный электорат на выборы не пошел и партия получила 64% и парламентское большинство в Госдуме). Социологические опросы показывали в 2008-2009 годах уровень поддержки «Единой России» в 54-56%, снизились в 2010 до 50-51% и обвалились в начале 2011 года. На сегодня партия парламентского большинства имеет рейтинг в 43%. Такое же скоростное падение наблюдалось в начале 2005 года (с 41% до 35).

Согласно последним данным «Левада-центра» (в отличие от ФОМа фиксируют проценты от числа определившихся с выбором граждан), за год рейтинг партии власти «просел» на 7% и составляет в апреле 55%, упав по сравнению с мартом на два пункта.

Это уже ощутимый риск провалиться на парламентских выборах. Что, естественно, не отрицает возможности манипулирования явкой и результатами волеизъявления в отдельно взятых регионах и на отдельно взятых предприятиях, но вкупе с падением лидеров страны кажется уже совсем неприятным результатом.

Несомненно, у широких народных масс в их отношении ко власти наблюдается нечто вроде «эффекта монетизации», когда падение рейтинга становится ответом на некоторые непопулярные меры властей.

Только вот «монетизация» чего происходит?

Ответ «рейтинги падают из-за отсутствия роста доходов населения после кризиса и усталости от ожидания» годится лишь отчасти. Да, посткризисные рейтинги фиксировали некоторое падение доверия к верховной власти. Перелом случился в начале этого года и объяснить его «плохим настроением от зимы» (так сделал по результатам мартовских выборов единоросс Андрей Исаев: «колебания рейтинга партии в последнее время носили сезонный характер. Это была зима, которая всегда приводит к ухудшению самочувствия людей») сложно, если вообще возможно.

Эффект также вполне мог дать рост цен на товары и услуги. По данным Росстата, в марте 2011 по отношению к марту 2010 года он составил 9,5%. Даже если методика российского статистического ведомства отражает более-менее реальную картину, по отдельным регионам и группам товаров рост был существенно больше. Меж тем реальные доходы населения, отыграв посткризисное падение в последний год замерли и даже уменьшились за счет инфляции. По данным Росстата, доходы в среднем по стране составили 18 390 рублей, показав рост на 6% к марту прошлого года. Однако реальные денежные доходы (то есть с поправкой на инфляцию) немного снизились, составив всего 96,6% от уровня марта прошлого года.

Особых телодвижений властей — широко разрекламированных и ущемляющих права значительной доли россиян наблюдается немного. Однако они наблюдаются и в комплексе могут объяснить и падение рейтингов до рекордно низких (для нынешних российских лидеров, разумеется) результатов.

Введение платной рыбалки, обещание кратно повысить акцизы на алкоголь и табак, очевидная профанация реформы милиции, единственным эффектом от которой, вероятно, стало снижение лояльности сотрудников правоохранительных дел федеральной власти. Все эти телодвижения — активность федерального правительства и многие граждане ими не вполне довольны. И даже потенциально готовы протестовать.

Власть вторгается в жизнь граждан ничего не предоставляя взамен, кроме обещаний. Что и вызывает недовольство.

Выходов у власти накануне выборов немного: заливать недовольство деньгами или надеяться на предвыборную накачку и мобилизацию бюрократического аппарата. Скорее всего, они будут сочетаться: повышение зарплат бюджетникам уже обещано, начинается и мобилизация элит перед выборами. Осталось выяснить, насколько хватит ресурса «эпохи путинской стабильности» и чем государство заплатит за рост расходов. Кажется, что надежда только на дорогую нефть.

Политический журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе