Третий Февраль

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит...

Борис Пастернак. 1912

Несостоятельность и нежизнеспособность сложившейся в России и губительной для ее будущего экономической и политической системы - путинской клептократии - уже очевидна всем российским экспертам, независимо от их идеологических пристрастий.

При всем значении для национального самосознания и самоидентификации истории России с февраля по октябрь 1917-го, именно этот исторический отрезок напрочь – сознательно или коллективно бессознательно – забыт.

Продолжать говорить об убожестве и исторической обреченности экономической и политической системы путинизма становится уже просто неудобным. Да и что еще можно добавить после блистательной серии новогодних статей на Ej.Ru. Смыкаются уста, и выпадает из рук перо. Три тенора отечественной публицистики, не маргиналы какие-нибудь люмпенизированные, а все как на подбор люди состоявшиеся, успешные, глубоко профессиональные, фундаментально взвешенные, члены всяких палат и колумнисты правительственных газет, будущие идеологи медведевской февральской революции брезгливо размазали "гитлереныша", о котором годами либо говорили исключительно в почтительной интонации, либо вообще, следуя мудрой древней традиции, не произносили имени Его всуе.

Второй раз за короткое время вынужден я обновлять свои рейтинги кремлевских кланов. Кстати, в дальнейшем для краткости буду называть "национал-клептократов" и "глобоклептократов" соответственно "партией бункера" и "партией февраля". Так вот, на сегодняшний день я отдаю сценарию I (победа "бункера") 49 процентов, а сценарию II (победа "февраля") - 51 процент. (Еще 29 декабря котировки были, как вы помните: "бункер" - 70% и "февраль" - 30%).

В необходимости такой корректировки меня убедило не bel canto знаменитых теноров, а сам факт их дружного радикального выступления, отражающий, как и ряд других косвенных признаков, растущую, видимо, уверенность в своих силах вождей кремлевской "партии февраля".

Свое отношение к "февральским" вождям я достаточно ясно выразил в предыдущей публикации. Считаю их не менее, а более воришек чекистской генерации ответственными за экономическую, политическую и прежде всего нравственную катастрофу посткоммунистической России.

Тем не менее нам остается теперь только наблюдать за исходом противостояния двух группировок кремлевской клептократии. В сценарии победы "бункера" обсуждать нечего, а очень скоро будет и некому, разве что в свободное от трудотерапии время осужденным по новым статьям за "измену Родине". Это просто краткая заключительная глава российской истории.

Сценарий же "февраля" содержит как огромные риски, так и огромные возможности. Он станет третьим Февралем русской истории после 1917-го и 1991-го.

Третий раз подряд за последнее столетие рушится под собственной тяжестью несостоятельная политическая система. И дважды она упрямо восстанавливалась на тех же принципах несвободы, хотя и наряжалась каждый раз в новые идеологические одежды. Значит, дважды Февраль был не понят и дважды шанс его был упущен.

Как видят Февраль его сегодняшние архитекторы? Дозированная критика ошибок и злоупотреблений предыдущего режима. Ликвидация преступной компании Gunvor, но не Millhouse. Расформирование чемезовского урода, но не "Нанотехнологий". Зачистка менеджмента в "Газпроме" и "Роснефти", но не в "Норильском никеле". Никаких новых выборов в ближайшие годы. Этому незрелому народу нельзя доверять избирать начальство на свободных и справедливых выборах. Нельзя было в 96-м. Нельзя было в 99-м. Тем более нельзя сегодня. А кроме того, у нас есть законно избранные президент и Дума.

Те же самые телемордоделы, которые шили платье прежнего короля, начнут лепить из питерского юриста Дмитрия Освободителя и Медведева-Цхинвалского в одном флаконе. Приведут к нему попов с иконами. Посадят голенького на лошадку с болтающимся крестиком на шее.

Вся эта декорация рухнет в первые дни, господа. У безработных Сибири и Урала она вызовет рвоту и желание порвать кому-нибудь пасть. Давайте лучше вместе подумаем, как помочь Медведеву сыграть короткую, но выдающуюся роль в русской истории. Совершить то, что не удалось двум другим юристам - Керенскому и Горбачеву: довести страну до Учредительного собрания и выборов президента, сохранив социальный мир, правопорядок и самое главное - саму страну.

Любые чисто экономические меры без смены политической системы и восстановления доверия к власти и ее институтам не выведут страну из экзистенционального кризиса. Не только у нас, но во всем мире доверие - trust, confidence - cтановится сегодня основной экономической категорией.

Никакие дворцовые перевороты не решат эту задачу. Но отстранение "франкёныша" (если мне будет позволено продолжить метафору коллеги) действительно может открыть путь к русскому пакту Монклоа.

Кстати, деятели предыдущего режима смогут сохранить в рамках этого пакта свои нажитые непосильным трудом состояния и даже приумножить их в дальнейшем, если они окажутся эффективными менеджерами, но, разумеется, при условии добровольного ухода из политической жизни России. Восемнадцать лет бесстыдного соития денег и власти - слишком большой срок даже для такой богатой природными ресурсами страны.

Это будет наш третий Февраль. И четвертому не бывать. Давайте проговаривать его и готовиться к нему заранее, чтобы нас всех не уложили в основание четвертой вертикали.

Андрей Пионтковский

Грани

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе