Рождение нации

"Национальный вопрос" в России содержит как минимум два разных аспекта.

Национальные конфликты в стране - и общие проблемы формирования "единой российской нации".

Государственной дискриминации какой-либо нации в России сейчас нет. Последние 20 лет, т. е. с момента своего рождения, государство в чем-чем, а в национальном вопросе - совершенно безупречно. Оно ведет себя как нормальный порядочный человек - не делит людей по национальности!

Больше того. Государство не только не подливает масла в огонь национальных конфликтов, но заливает их водой из пропагандистских шлангов: в реально острых ситуациях делает все, чтобы не допустить обострения эмоций. Так было с убийством Свиридова, с терактом в Домодедово. Власть не только не разжигала антикавказские настроения, но резко и прямо их пресекала, ТВ давало информацию без всякого "национального привкуса" и т. д.

Но хотя в России Государство - первично, а человек - вторичен, такая разумная государственная политика не смогла, разумеется, полностью излечить общество от национальных конфликтов. Бытовая ксенофобия есть - в "русских" регионах по отношению к кавказцам, выходцам из Средней Азии (у гурманов - к евреям, правда, их еще надо где-то найти). В национальных республиках - по отношению к русским.

Впрочем, не стоит и преувеличивать остроту национальных конфликтов.

Россия - щедрая душа, но грубая страна. Люди (особенно мужчины) живут в среднем на 10-15 лет меньше, чем в Европе, число убийств на 100 000 населения во много раз превышает соответствующие евростандарты. Скажем, в мире в среднем приходится в год 6,5 убийства на 100 000 населения. При этом в России - 20,1 (третье место в мире), в США - 4,2, а в Франции - Англии - Германии - от 1,7 до 1,1. Мораль такова: если фоновый уровень насилия, грубости, нетерпимости (прежде всего в бытовых конфликтах) у нас настолько выше, то было бы очень странно, если бы национальные отношения стали "островком стабильности в море агрессии". Они и не стали. Да, в России куда больше жестоких преступлений на национальной почве, чем в странах ЕС. Но это связано, повторяю, не с тем, что у нас собственно "национальный вопрос" стоит острее, а просто с тем, что у нас вообще "кроме мордобития - никаких чудес".

Что здесь может и должно делать Государство?

Выполнять свои прямые обязанности - ловить и сажать тех, кто совершает преступления. Не обращая при этом никакого внимания на национальность. Однако "законы святы, да исполнители - лихие супостаты".

Государственная-то политика лишена даже привкусов ксенофобии. А вот государственно-милицейская практика пропитана ксенофобией, причем в двух противоположных смыслах. Милицию упрекают за то, что ее "подкупают кавказцы". Похоже, этот дым не без огня.

С другой стороны, сами кавказцы, а еще больше того - правозащитники обвиняют ту же милицию, что она часто исходит из презумпции вины лиц "подозрительных национальностей" - т. е. тех же выходцев с Кавказа. И это тоже - правда. Вот как на практике достигается "национальное равенство": как результат взаимоналожения двух неравенств - "привилегированных" и "коллективно виноватых" наций, причем часто это - одни и те же нации! Почти как в знаменитом анекдоте, когда судья говорит, что надо уравнять взятки сторон и судить по закону. В итоге обиженными (и справедливо !) себя чувствуют и русские, и кавказцы, и другие этносы, а общее раздражение выливается на милицию, а через фуражки "ментов" - друг на друга.

Тем не менее, если не нагнетать дешевую истерику, можно сказать, что граждане России - "люди как люди, обыкновенные люди" и отнюдь не "национальный вопрос испортил их (нас)". Попросту: очень мало кто, кроме профессиональных борцов за национальные права, скажет, что именно "национальное неравенство" отравляет существование людей в России. Слишком много других, куда более жгучих неравенств...

Так обстоит дело на бытовом уровне.

Что касается политического уровня, то не было счастья - несчастье помогло. Раз у нас вполне управляемые партии, очень слабое гражданское общество и т. д., то нет и "опасного" - т. е. массового, финансово мощного, независимого от государства (и, следовательно, способного обвалить это государство) националистического движения. Настроения, предрассудки и т. д. - есть. "На их стороне хоть и нету законов - поддержка и энтузиазм миллионов". Но конвертировать эти (и любые другие) настроения в политические действия и структуры в наших сегодняшних социально-политических условиях почти невозможно.

Так что ксенофобия доставляет страдания многим людям, требует преодоления с гуманитарной точки зрения, но не относится к числу важнейших ПОЛИТИЧЕСКИХ проблем страны.

Другая тема - стратегия формирования "новой исторической общности - российского народа".

Россия существует больше 1000 лет, но российская буржуазная нация так и не сложилась. Слишком долго Россия была Империей - царской, советской, а народ - "цементом Империи"... Собственно, Россия без имперских окраин существует лишь 20 лет.

И хотя сейчас уже все понимают - не видать нам больше Империи, как своих ушей, больше того, все чаще признают, что она нам абсолютно не нужна , но от противного ("мы - не СССР"), свое содержательное самоопределение не построишь.

Какова национальная идентичность "новой России"?

Многие считают так. Раз веками русский народ как Атлант держал на своих плечах Империю, а ее больше нет, то "давайте жить для себя!". Отсюда, между прочим, и лозунг "Россия для русских !". Его даже можно переделать "...наконец-то - для русских!".

Вопрос лишь в том, что, собственно, Государство может и должно дать русским?

Многие мечтают о привилегиях для этнических русских, по сравнению с "нерусскими", гражданами РФ 2-го сорта.

В этом случае "русская нация" формируется в ходе войны (хотя бы психологической) с другими этносами, живущими в России. А они, соответственно, определяют себя как "нерусские", "антирусские". Так что "дурная бесконечность" обостряющейся борьбы нам обеспечена. И кто бы ни "начал", закончить не сможет никто. Это путь к саморазрушению именно русского этноса, к растрате сил нации в бессмысленной войне.

Мультикультурность - для России не предмет дискуссий, а единственный способ существования Федерации, где действительно 80 проц. населения - русские, но и "остальные" 20 никуда не "выкинешь". Так что же может сделать Государство для формирования русской буржуазной нации? Какую предложить объединяющую идею? Идея выстрадана: Россия должна стать УДОБНОЙ страной, которая живет не для "державных понтов", а для комфорта и безопасности всех своих граждан. Государство имеет дело не с этносами, а с ОТДЕЛЬНЫМИ людьми. Вот если такая политика будет реализовываться на практике, она и сплотит большинство общества - и русских и остальные этносы - в единую буржуазную нацию.

Леонид Радзиховский, политолог

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе