Решение юриста и блоггера Алексея Навального войти в оргкомитет «Русского марша», назначенного в этом году на 4 ноября, обсуждается широко и нелицеприятно.

Навальный не нравится многим – прежде всего потому, что из борьбы с воровством и привилегиями с равной легкостью может получиться как свободная и обновленная Россия, так и новый большевизм.


Навального, однако, приходится принимать всерьез – из всех действующих в стране противников Путина только он да еще Ройзман пользуются, без преувеличения, поддержкой миллионов; только у них есть сторонники во всех слоях населения, а не только в Сети. Вот почему ему прощают многое, но традиционная либеральная оппозиция всерьез обижается, когда Навальный сначала выбрасывает лозунг «Хватит кормить Кавказ», а потом принимает участие в объединенной акции националистов.


Я могу понять стратегию Навального – он думает, что без привлечения националистов массовый антипутинский проект не поднять. Навальный поверил в их потенциал не вчера – у него и во времена пребывания в «Яблоке» были конфликты с однопартийцами из-за этих же «националистических симпатий». Клеймить Навального я не стану – разумней подумать, насколько перспективен для оппозиции союз с националистами. По-моему, бесперспективен абсолютно.


Причины две. Во-первых, так называемые русские националисты сами до сих пор не могут ни определиться, ни объединиться: мешают разногласия относительно советской власти, религии (среди радикальных националистов преобладают язычники-«родноверы», христиане им активно не нравятся), относительно критериев русскости и т.д. Они согласились считать самым русским самого агрессивного и невежественного, но тут, сами понимаете, нет предела совершенству, а потому нормальным состоянием большинства патриотических организаций давно стал перманентный раздрай: едины они только по вопросу о гастарбайтерах.


Вторая причина еще очевидней: действие равно противодействию, в моде сегодня не только национализм, но и борьба с ним. Присоединяясь к националистам, Навальный дает противникам сильный козырь: они предстают борцами с фашистской угрозой, хотя сами эту угрозу и вырастили, и каждый день их пребывания у власти делает ее все более реальной, потому что в обществе, лишенном лифтов и перспектив, фашизм становится любимой забавой малолетних. Растить его по сути и бороться с ним для виду – главное занятие путинизма, и в этом смысле участие Навального в «Русском марше» – повод наклеить на главного оппозиционера еще один ярлык. А национализм в России, как ни странно, непопулярен – перспектива фашизма пугает всех; так что присоединение к этой компании не столько добавляет Навальному возможных сторонников, сколько отпугивает имеющихся.


В том-то и дело – этот жест плох не по идейным или принципиальным, а по самым что ни на есть прагматическим причинам. Национализм в его уличном виде, ксенофобия, объяснение внутренних хворей внешними причинами – идеология неудачников, а у неудачников как-то не очень получается идейная борьба. Им не хочется подражать, вот в чем причина.


Впрочем, как ведет себя сейчас оппозиция – вопрос на самом деле десятый. Власть в России всегда роняет себя сама, и делает она для этого сегодня почти столько же, сколько монархия сто лет назад. Итог этого процесса очевиден независимо от того, пойдет ли Навальный на митинг националистов, коммунистов или феминисток.


Дмитрий Быков


Собеседник


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе