Пропаганда не решает проблемы

Национальный вопрос требует более содержательного ответа

1 декабря президент Владимир Путин подпишет «Стратегию государственной национальной политики в РФ». Для реализации Стратегии создается специальная федеральная целевая программа.

Летом 2011-го в правительстве Путина появился отдел по вопросам национальных отношений. После инаугурации при президенте был создан соответствующий совет. И вот сейчас идет речь о большой программе, рассчитанной на период до 2025 года. Назначен и ответственный за ее реализацию – министр регионального развития Игорь Слюняев.

Есть ли уверенность, что программа заработает? Не канет в вечность, как ее родственницы – к примеру, пресловутая «Стратегия-2020»? Поверить в успех проекта мешают как минимум три обстоятельства.

Первое. Считается, что любая победа во многом зависит от умения учиться на собственных и чужих ошибках. Поэтому, прежде чем с легким сердцем жертвовать бюджетные средства на благое дело предотвращения новой «Манежки», неплохо было бы выяснить: почему провалился правительственный план по реализации госнацполитики на 2011–2012 годы? Из 39 пунктов плана Путина, намеченных на третий квартал с.г., как сообщается, выполнены лишь 11. Какие? Кто ответил за невыполнение остальных? Нет ответа… Можно и дальше плодить обсуждения, назначать профильных министров с портфелями и без оных, дело не сдвинется, а деньги скорее всего будут выброшены на ветер. Если не украдены, что, впрочем, одно и то же.

Второе. Настораживает ставка авторов стратегии на «воспитательный момент». В рамках международного сотрудничества планируется «содействовать гуманитарными средствами объективному восприятию России в мире как демократического государства». Кого мы собираемся воспитывать? Кому внушать мысль о том, что «объективно» Россия является демократической страной? Степень демократичности государства определяется не ура-патриотическими заклинаниями, а четкими законами и возможностью граждан защищать себя в суде.

Третье. Смущает пышность формулировок, почти не скрывающая размытости смысла: «Политика согражданства – деятельность… власти… по утверждению общероссийской гражданской идентичности». Непонятно, как осознание этой самой идентичности поможет решить национальный вопрос. Вероятно, следует больше внимания уделить нормам и, главное, соблюдению законодательства, препятствующего появлению в России массы нелегалов. По данным главы ФМС Константина Ромодановского, в страну ежегодно прибывает на заработки около 14 млн. мигрантов. В первом полугодии 2012-го «иностранными гражданами» в Москве совершено свыше 51% от общего массива зарегистрированных преступлений, заявил начальник Главного управления МВД России по Москве Анатолий Якунин.

Стратегия содержит пафосное и малопонятное определение нации: «Сообщество граждан РФ… осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством (согражданство)». Получается, что согражданин – это тот, кто осознал свою политико-правовую связь с государством. А обычный гражданин – тот, кто пока этой связи не осознал. Безобидная эта дефиниция не несет в себе тотальности предметной определенности. И мы получаем дополнительное разделение людей на «осознавших» и «неосознавших». И только шаг остается до последнего вывода – что делать с бракованным народцем из второй категории? Воспитывать – или избавляться?

Есть простые истины. Гражданин гордится своей страной и проявляет терпимость к мигрантам не потому, что армия журналистов, политологов и деятелей искусства начинает его в этом убеждать. А потому, что проблема присутствия в стране армии гастарбайтеров не нарушает комфорта его существования. Когда же человек чувствует угрозу своей жизни и благополучию, пропагандистский гипноз не помогает.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе