"Паспортный национализм" сердец не греет

Столкновение патриотизмов 

От редакции. Имперский патриотизм, как и империя, – это не обязательно война. Имперскость – это выправка, поддержание формы, верность долгу, кодекс чести. То, что делает аристократом даже человека, не относящегося к дворянскому сословию. Революция лишила Россию аристократии, но не лишила тяги к аристократизму. Многие считают, что на экране надо видеть такую Россию, – изображение пьяных офицеров и валяющихся в грязи старушек не воспитает национальную элиту. А фильмы Никиты Михалкова и Владимира Хотиненко показывают, как должен вести себя в сложной ситуации настоящий мужчина. Такие фильмы пользуются спросом в сегодняшней России, уставшей от перестроечной «чернухи». Есть на них спрос и во всем мире: наверное, никогда не прекратится серия кинолент об элегантном шпионе, осколке великой Империи, обвораживающем красивых женщин и спасающем человечество от очередного страшного зла. 

* * * 

Государство не сумело сформулировать национальную идею. Оно настолько всего боялось, что моменты, связанные с национальными чувствами и ценностями, разрешало показывать на экранах лишь в предельно разбавленном виде. В результате то здравое, что зритель мог увидеть, нередко зачеркивалось оговорками о мультинационализме и мультикультурализме. Национальный по духу кинематограф в России может быть только русским и православным. Это вступает в конфликт с интересами и идеалами многих. Так пусть и будет конфликт! Унылая бесхребетность гораздо вреднее вялого ворчания тех, кто будет недоволен подлинно национальным кино, поскольку она превращает в толпу пофигистов народ, которому надо поднимать полуразрушенную экономику, а если придется, то и отстаивать государственный интерес с оружием в руках. Никакой «паспортный национализм» сердец не согреет. Можно продолжать в том же духе еще год, три года, пять лет, а потом те полки, которым прикажут наступать в очередной Южной Осетии, ответят: «Совет постановил не трогаться с места, потому что неохота». 

Единственный кинематографист, предложивший продуманную идейно-эстетическую концепцию национальной идеи, – это Никита Михалков. К его фильмам «Урга: территория любви» и «Сибирский цирюльник» я испытываю самые добрые чувства. Фактически Михалков превратил Империю времен Александра III в своего рода «викторианскую Россию». И это русское викторианство приковывает сердца людей к истории их народа, подает ее под соусом просвещенного православного консерватизма. 

Противостояние Западу? Что тут худого? У нас самостоятельная цивилизация, и она не столько противостоит кому-то, сколько отличается от всех прочих, в том числе и от западноевропейской. Между «Сибирским цирюльником» и «Тарасом Бульбой» появилась художественная ось, которую адекватно было бы называть «национальным романтизмом». 

Надо поменьше думать о том, что и как снимают в Голливуде. Национальный романтизм дал ветку кинематографа, развивающуюся в ином эстетическом пространстве. Россию слишком многие уже «любили странною любовью», которая стоит в шаге от ненависти. И слишком дорого ей стоила такая «любовь». Хватит. Пришло время признаваться в самой обыкновенной любви собственной вере, собственному народу, собственной стране. 

Национальный романтизм сам по себе несет весьма существенный интеллектуальный груз. Патриотический кинематограф и фильмы с интеллектуальным содержанием – это не антитеза. Здесь нет «пространства взаимного вытеснения». Проблема интеллектуального кино в том, что у него маленькая зрительская база и барыш из него извлечь сложно. Поэтому оно редко снимается. В «умное кино» надо вкладывать средства государства или искать деньги у спонсоров. Иначе ничего не будет. 

Отношение к патриотическому служению во многом спровоцировало и небезызвестный конфликт в Союзе кинематографистов. Да, это был не только вопрос денег или чинов, а в очень значительной степени – идейное противоборство. И я на стороне тех, кто сумел подавить попытку либерального реванша, «мятеж западников». 

Дмитрий Володихин


 

Все начинается с "Тараса Бульбы"

От редакции. В основе этой версии патриотизма – убеждение, что любовь к Родине означает ненависть к ее врагам. Художники должны обращаться к военному прошлому, чтобы напоминать гражданам, что настанет час, когда им придется встать в ряды защитников Отечества. Советское кино во многом строилось на таком патриотизме, однако нынешняя Россия требует его модификации. Советские люди боролись за всеобщую идею, сегодня требуется сражаться только за Родину. Свежий пример «оборонного патриотизма» – фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба», где попытка интеллигента возвыситься над антитезой «друг – враг» ведет к предательству. Из Голливуда оборонный патриотизм не уходил никогда, но у Америки было слишком мало внешних войн. Реальные войны заменяют столкновения с мафией, стихийными бедствиями и инопланетянами. 

* * * 

РЖ: Уважаемый Егор Станиславович, как вы оцениваете роль государства в кинополитике? Смогло ли государство сформулировать национальную идею, адекватную нынешней государственности? 

Е.Х.: Именно вследствие того, что государству пока не удалось внятно сформулировать национальную идею, его роль в кинополитике явно недостаточна. И в плане формирования заказа на конкретные фильмы и в плане определения того, что можно, а что нельзя. Скажем, сталинская кинополитка привела к созданию в СССР фильмов, являющихся абсолютными шедеврами мирового кинематографа. 

РЖ: Как вы оцениваете серию патриотического кино, начиная с фильмов Никиты Михалкова и заканчивая «Тарасом Бульбой»? Присутствует ли в них определенная «архаизация» темы патриотизма образца XIX века (противостояние другим цивилизациям, Западу и т.д.)? 

Е.Х.: Я не смотрел «патриотическое кино» Михалкова — у меня трудности в восприятии его фильмов. Хотелось бы надеяться, что патриотическая волна в нашем кино не «закончится» на «Тарасе Бульбе», а с этого фильма только начнется. 

Архаизация присуща этому патриотическому кино лишь в том смысле, что уходя в прошлое можно позволить хотя бы один глоток свежего патриотического воздуха. Попробуйте сейчас снять кино о Войне без «заградотрядов» и «кровавых энкаведешных палачей». Попробуйте создать фильм об Афганистане без эксплуатации идеи «бессмысленности» этой войны. Попробуйте сделать кино о космонавтах или ядерщиках-оружейниках без гнилых подколок. На такое кино обрушатся тонны помоев. Так что архаизация, патриотизм через историю — это, фактически, единственная разрешенная форма патриотизма в кино. Такой ретро-патриотизм является для кинохудожников гетто, а не пределом их мечтаний. Впрочем, поскольку мы страна с великой, прекрасной и увлекательной историей – это не худшее гетто. 

РЖ: Можно ли говорить, что «глянцевый патриотизм» снял правдивость национального мироощущения, лишил его протестного пафоса, присущего этой теме в 90-е годы? 

Е.Х.: А что это за «протестный пафос», присущий патриотическому кинематографу 90-х? «Окраина» Луцика и «Ворошиловский стрелок» Говорухина? На фоне сотен перестроечных и постперестроечных русофобских помоев? Это лукавая постановка вопроса. 

Сейчас почти одновременно вышли «Тарас Бульба» и «Дикое Поле» — и это нормальная ситуация. Патриотизм исторический и патриотизм (хотя о применимости этого понятия к данному фильму спорят) актуально-протестный. Это правильно. А когда в год появлялось 20 фильмов в которых наш народ представлялся как парад несмешных уродцев, а раз в пять лет выходил фильм о том, как плохо живется русскому человеку – эта ситуация была ненормальной. 

РЖ: Не вытесняет ли новый патриотический кинематограф как жанр фильмы с интеллектуальным содержанием? 

Е.Х.: Если жанр «фильмов с интеллектуальным содержанием» – это унылая, гнусавая, озлобленная русофобия а ля отец и сын Германы, то я искренне надеюсь на то, что патриотический кинематограф вытеснит такое «интеллектуальное содержание» раз и навсегда. Фильм с интеллектуальным содержанием — это «Александр Невский», «Сталинградская битва» Петрова, на худой конец, «Андрей Рублев» Тарковского, «Братья» и «Война» Балабанова. О его же «Грузе-200» этого сказать нельзя, ничего кроме ощущения некоторого отупения он не вызывает. 

Егор Холмогоров


Беседовала Любовь Ульянова 


RussianJournal



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе