Любить народ, бояться Бога

  Бессмысленно уповать на губернатора или мэра, лидера партии или президента корпорации. Они не помогут страждущему человеку, не подхватят живое дело, не родят творческую идею. Их назначают кремлевские властители с единственной целью — обеспечить стабильность в крае и непререкаемость власти. Они охотно принимают на себя эту роль, порой выплачивая за нее гигантскую взятку, и едут в губернию или в околоток, чтобы обогащаться. Скупают для себя леса и пашни, "осваивают" в своих интересах бюджетные деньги, создают сервильную прессу, подавляют несогласных, высасывают кровь из подопечной территории, в которой глохнет жизнь, замирает развитие, проваливаются в топь дороги, ширятся кладбища. И лишь несутся в Кремль тешащие слух сводки о мнимых квадратных метрах мнимо возведенного жилья. 
  "Но песня песнью все пребудет, в толпе все кто-нибудь поет", — писал Александр Блок. В этих сатрапиях, именуемых губерниями, возникают очаги жизни: хозяйственной, политической и духовной. 

  В подмосковном Клину несколько молодых предпринимателей создали движение "Согласие и Правда" — разбудили сонное население, сражаются с коррупцией, возрождают народные праздники, помогают бедным, мечтают превратить свой город в цветущее место, где блага природы и цивилизации служат людям. Такие же движения, не связанные с партиями или чиновниками, возникли в Угличе, в Тутаеве, в городках и поселках тверских, рязанских, тульских. Речь идет не только об общественно-политических движениях. Это общины горожан, покинувших мегаполисы, строящие среди лесов и пустошей поселения нового типа, похожие на древние монастыри. Это подвижники-учителя, собирающие беспризорных детей, создающие в провинции новую педагогику, основанную на любви и благородстве. Это открыватели новых технологий, убыстряющих полет самолетов, ускоряющих созревание плодов, исцеляющих безнадежные болезни. Это общества краеведов и ревнителей старины, спасающих храм или археологический памятник. Это фермер, затевающий среди безделья и пьянства новое дело, отстаивающий его от поджогов, бандитов и алчных чиновников. 

  Все эти начинания характеризует одно: они внепартийны, создаются не по окрику из чиновничьего кабинета. Питаются не указанием "сверху", а естественным ростом "снизу". Они — проявление таланта, упорства, творчества. Во всех этих начинаниях присутствуют составляющие — социальная и духовная. Люди жаждут не просто благосостояния, но осмысленной жизни, высокой цели, приобщенности к Общему Делу, к культуре народа, к его великому прошлому и победному будущему. И еще, творцы этих начинаний, их лидеры и подвижники, руководствуются простой заповедью: "Любить народ и бояться Бога". Они чувствуют свою кровную связь с народом и не позволяют себе богопротивных деяний, за которые придется отвечать на Страшном Суде. Соблюдение этой единой для всех заповеди предполагает бесчисленные формы творчества: хозяйственные, социальные и духовные. 

  Таких очагов "живой жизни" становится всё больше, они множатся по всей России среди трех океанов. Напоминают соты, в которые пчеёлы сносят мёд. Эти соты пока что разрознены. В одних уже много мёда, в других — только первые капли. На одни нападают прожорливые осы, другие успешно отбиваются от хищников. Эти соты неизбежно сложатся в огромный всероссийский улей. Между ними установятся связь, взаимопомощь, взаимообогащение. Не нужно слать друг к другу гонцов и скороходов — существует интернет, газета. Пусть возникнет координатор. К нему потянутся сведения, голоса, зовы о помощи, рассказы об успехах и достижениях. Пусть возникнет всероссийское движение творцов и ревнителей. Пусть узнают друг о друге, не чувствуя себя одинокими и беззащитными. 

  Эта новая "сотовая", "сетевая" реальность завоюет себе место под солнцем, станет основой той "Пятой Империи", которая, невзирая на беды и катастрофы, складывается сегодня в России. Возникая вне государственной машины, часто ей вопреки, вызывая подозрение и нелюбовь у чиновников, эта реальность на определенной стадии роста войдёт в творческие отношения с государством. Вынудит государство принять упомянутый символ веры: "Любить народ и бояться Бога". Так древний Рим, гонитель и мучитель христиан, слабея без духа и воли, был вынужден сделать христианство государственной религией. 

  Возможна трансформация власти. Возможно "чудо на троне". Возможен Президент, разрывающий с губительной традицией Горбачева и Ельцина, создающий, подобно императору Константину, новый тип государства и власти. 

  Движение, о котором идет речь, не имеет единого лидера, не повторяет горький опыт бесконечных "Русских соборов", "Народно-патриотических союзов", "Фронтов национального спасения". Самолюбивые вожди и гордецы, сладкоголосые риторы и неумелые организаторы, они поднимали на краткое время волны народного негодования, которое разбивалось о пулемёты и танки, о президентские пиар-кампании, о хитроумные технологии власти. 

  Новое движение неуязвимо для точечных ударов, ибо не имеет единого центра. Этих центров множество, они соединены в живую растущую ткань, способную окружить вонзившуюся пулю или клинок обволакивающей материей. Так поступают живые клетки, когда в них вторгается чужеродный предмет. Крохотные и мнимо бессильные, они обладают колоссальной жизненной мощью. Выдавливают из себя пулю, локализуют воспаление, затягивают рану. 

  Россия — страна творцов, неунывающих деятелей, уникальных подвижников. Их беда — разрозненность. Соединить эти животворные очаги в сложное, цветущее единство — это и есть создание новой России. Сотворение "Пятой Империи". Продвижение к Русской Победе.  

Александр Проханов 

  Газета "Завтра"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе