21.V — 27.V7

Разоблачение вредителей. — Обольстительница Федра. — Ветулий-режиссер. — Матушка, хрен и горчица. — Тайны океанских глубин. — «Шел я лесом, камышом». — «Партия "Божественное дело"».

Польза от одного хорошего разоблачения в том, что оно повышает общую бдительность и тем самым порождает множество других. Когда отважная женщина врач Лидия Тимашук разоблачила в системе кремлевского Лечсанупра врачей-вредителей, тут же и рядовые граждане стали обнаруживать врачей вредителей в разнообразнейших лечебных учреждениях — желательно было лишь, чтобы злодей в белом халате принадлежал определенной национальности. 

Сходным образом изобличенное моральное разложение бывшего главы МВФ ДД. Стросс-Кана имело следствием то, что и другие лица французской национальности проявили склонность к разложению, но тут же подверглись поимке. Так случилось с госсекретарем государственной службы правительства Французской Республики, который тоже, как выяснилось, предавался неслыханному разврату, в связи с чем две французские дамы вчинили ему иск.

Кампания по разоблачению развратников, набрав промышленный оборот, сильно очистит французские нравы, но вместе с тем может разрушить традицию, в рамках которой пост главы МВФ принято вручать западноевропейцам. Чтобы избежать таких последствий, возникла идея вовсе исключить мужчин из числа французских претендентов, а предложить на этот пост серьезную и почтенную даму, министра финансов Франции К. Лагард. В старые времена такой ход, возможно, прошел бы, но теперь пытавшиеся исправить ситуацию не учли, что у нас равноправие, и дама-финансистка может быть изобличена с не меньшим основанием, чем мужчина. Так что, возможно, в случае избрания Лагард директрисой-распорядительницей МВФ мы все увидим знаменитую Федру в нью-йоркском многоярусном отеле, где будут изобличены домогательства Федры к горничному, который оказался ее пасынком Ипполитом.

Впрочем, если бы грек увидел наши игры, он, возможно, был бы более поражен не развратностью финансистов — таким дивом удивить трудно, а властным надругательством над артистом Н. С. Михалковым, у которого после длительных разбирательств и препирательств военные все же отобрали спецсигнал с мигалкой, положенный ему, как главе военного общественного совета. Лишившись самого дорогого в своей жизни, артист обвинил военное министерство в общем разложении, недолжной организации военного парада 9 мая 2011 года, а рано и 9 мая 2010 года, в недолжном отношении к нахимовцам и суворовцам — и торжественно удалился из совета, с горечью обратившись к военному министру А. Э. Сердюкову: «Ответствуй, безумный, каких ради грех побил еси добрых и сильных?» Опальный артист резюмировал в беседе с прессой: «Я не настолько глуп и наивен, чтобы поверить: вот снял мигалку — и все меня полюбили... Не будет мигалки — придумают махалку, пихалку, что угодно еще».

Разочарование в народной любви говорит о немалой проницательности артиста. Действительно, картина того, как «На быстрой колеснице, // Венчанный лаврами, в блестящей багрянице, // Спесиво развались, Ветулий-режиссер // На совещание летит во весь опор» не всегда способствует народной любви к другу цезаря, но и отъятие колесницы, багряницы и даже самой благосклонности цезаря также не обязательно должно порождать любовь в народе. Торжествующая спесь — зрелище не из аппетитных, но и посрамленная спесь тоже не слишком умилительна. Матушка Н. С. Михалкова некогда описала в стихотворной книге для детей, к чему приводят настойчивые споры насчет священного права на мигалку. После того, как в споре в качестве ultima ratio было использовано в качестве метательного снаряда блюдо с заливным барашком, «Через терем пролетел // Боярин под божницы, // Где негасимый свет горел // И полумертвый в угол сел, // Весь в хрене и горчице». Возможно, Н. П. Кончаловской в своей детской книге следовало бы с большей дидактичностью разъяснить, что когда боярин весь в хрене и горчице, обличение властителей и военачальников звучит из его уст недостаточно убедительно.

Однако наибольшее удивление и даже трепет вызывает предсказание Н. С. Михалкова, согласно которому впредь в качестве знака особой приближенности к власти будут, наряду с мигалками, использоваться также махалки и пихалки. Что до мигалок, то устройство человеческого организма (и даже не только человеческого, то же самое и у других обитателей суши) не предполагает наличия природных членов, мигающих синим цветом. Такое встречается разве что во тьме океанских глубин у рыб, называемых глубоководными удильщиками. Иное дело с махалкой и пихалкой, наличие каковых природным строением мужского организма вполне предусмотрено. Чтобы это установить, нет надобности погружаться на километровые глубины. Но не вполне ясен ритуал символического использования махалки, а равно пихалки для демонстрации своего высокого номенклатурного статуса. Разве что в варианте «Шел я лесом, камышом, // Зрел комдива голышом. // Я сказал ему: «Нахал!», // Он махалкой помахал».

Если же природная органичность не обязательна и, подобно спецсигналам, искусственные пихалки будут вручаться особо видным представителям номенклатуры, чтобы они, таким образом, показывали простолюдинам свое достоинство, то это уже такая изощренность, до которой даже в международных финансовых организациях не додумались. С другой стороны, проникновенная речь артиста на Всемирном Русском Соборе, посвященная мигалкам, разложению военного министерства и общему ничтожеству начальствующих в народе — как писал отец артиста, «Мы знаем, есть еще семейки, где наше хаят и бранят», — была встречена бурными, продолжительными аплодисментами соборующих. Что показывало, на чьей стороне высшая правда.

В русском народном соборовании принял участие и апикойрос Л. Я. Гозман, ныне удалившийся от управления «Правым делом» в связи с ожидаемым приходом в руководство партии здоровых сил в лице капиталиста М. Д. Прохорова. Теперь Л. Я. Гозмана перебросили на создание партии «Божественное дело», и он пошел соборовать. Взяв за образец знаменитую речь протестантского пастора М. Л. Кинга «Есть у меня мечта», Л. Я. Гозман обратился к собору с не менее прочувствованным «Я бы хотел». Одно из хотений было в том, «чтобы на всей территории нашей огромной страны люди, выходящие на борьбу за други своя, знали, что вся Церковь, от местного священника до Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с ними».

Поскольку Л. Я. Гозман лишь начинает строить «Божественное дело», он упустил из виду тот небольшой нюанс, что между словами Спасителя «Никто же больше любви имат, аще кто положит душу свою за други своя» и словами Л. Я. Гозмана «на борьбу за други своя» есть разница.

Спаситель говорил о тех, кто пожертвовал своей жизнью ради ближних, а Л. Я. Гозман использовал формулу борьбы, под которую подводится все что угодно. Например, триумфальная борьба Э. В. Лимонова по 31-м числам под формулу, несомненно, подпадает, но нет уверенности, что долг всего белого и черного духовенства быть по 31-м вместе с Э. В. Лимоновым. Это уже не говоря о телеведущем А. А. Караулове, который много лет занимался борьбой за други своя согласно прейскуранту, пал осенью 2010 года вместе с Ю. М. Лужковым, но теперь вновь возродился на 5 канале. Отныне А. В. Караулов будет знать, что все — от сельского дьячка и Л. Я. Гозмана до божественных старцев и Святейшего Патриарха, — все вместе с ним.

Максим Соколов

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе