Забытое искусство

XX век традиционно называют веком великих катаклизмов. Мировые и локальные войны, революции и идеологическая борьба – все это влияло на сознание людей того времени, не просто меняя, а переворачивая его. Мир будто сходил с ума от потрясений и противоречий. Особенно ярко это проявилось в искусстве. Пиком сумасбродства стало появление в начале второго десятилетия необычной поэтической школы, провозгласившей никчемность смыслового содержания и абсолютное главенство формы в литературном произведении. Так заявили о себе на весь мир имажинисты… 

При слове "имажинизм" в наше время у большинства простых обывателей недоуменно поднимается бровь: "А что это?" Действительно, сегодня все читают блоковских символистов, акмеистов Николая Гумилева и повально увлекаются футуристическими веяниями Маяковского и Бурлюков, но мало кто знает, что наряду с этими прославленными течениями существовало и ещё одно – не менее популярное и уж точно куда более скандальное – школа образов, названная имажинизмом, лидером которой был сам Сергей Есенин.

- Откровенно говоря, удивительно, что дети Стойла Пегаса (литературное кафе имажинистов в Москве на Тверской улице) остались так непопулярны в наши дни, – говорит литературовед Наталья Поспелова. – Ещё тридцать лет назад их рейтинги были заоблачными, а сейчас фамилию Вадима Шершеневича или Рюрика Ивнева не знает почти никто. Вдвойне странно это забвение ещё и от того, что современное искусство, по сути, предлагает все тот же имажинизм – юмор не блещет глубиной, музыка состоит из двух аккордов. Конечно, творческие колкости имажинистов были более изящны, чем у современных авторов, но, по сути – столь же лишены смысла…


Особый шарм великой бессмыслицы появился у течения в самом начале его существования, с прямого программного заявления:
"Если кому-нибудь не лень - создайте философию имажинизма, объясните с какой угодно глубиной факт нашего появления. Мы не знаем, может быть, оттого что вчера в Мексике был дождь, может быть, оттого что в прошлом году у вас ощенилась душа, может быть, еще от чего-нибудь…"

Изначально глупость и легкая издевка были самоцелью имажинистов. Написать про Богородицу с хворостиной, сзывающую в рай телят, или сравнить луну, любимицу романтиков, с вяленной воблой – вот самый пик "образного творения".

А страсти! Какие страсти творились на сцене имажной богемы! – Поэты не только обзывали посетителей и кидались в них со сцены самыми различными предметами (Как на слуху сегодня подобные кафе!), но и попросту откровенно вытворяли с гостями все, что угодно! Анатолий Мариенгоф, один из основателей течения, так вспоминал об одном происшествии, которое случилось в "Стойле":

"Однажды один посетитель громко говорил что-то своей рыжеволосой спутнице, заглушая выступавшего тогда со своими стихами Рюрика Ивнева. Тогда Сергей Есенин подошел к говорившему и со словами: "Милости прошу со мной!" - взял того за нос и цепко держа его в двух пальцах неторопливо повел к выходу через весь зал. Посетители замерли от восторга, дамочка истерически визжала, а швейцар шикарно распахнул дверь. После этого от "недорезанных буржуев" в кафе отбоя не было, вероятно, и они мечтали о таком триумфальном шествии через зал".

Согласитесь, произойди такое в наши дни – на бедного поэта, конечно же, завели бы уголовное дело, но какая бы слава обрушилась на него и на это заведение?! – В мире, где модно причинять себе боль, такое кафе бы пользовалось безумной популярностью.

Так почему же тогда так непопулярен имажинизм сегодня? – Казалось бы – актуальность есть, а поклонников нет. Почему?

- Мне кажется это искусство не забыто, просто исчезли те, кто мог бы его ценить. – поясняет писатель Леонид Бежин. – Исчезла аудитория, для которой это искусство когда-то предназначалось. Мы связываем имажинизм с началом XX века, а ведь надо понимать, что тогда публика была не просто читающая, а образованная – она несла в себе классическое образование дореволюционной России. И для них, для этих людей, понятие "имажинизма" было ясным. А сейчас того поля для реализации имажинистских исканий попросту не осталось – людям непонятна не только концепция, но и сама поэзия вообще. И если символисты и акмеисты смогли предложить в свое время что-то, что осталось актуальным и по сей день, то поэты-имажинисты, к сожалению, остались в прошлом веке. Сейчас есть авторы, пишущие в этом стиле – Иван Жданов, например, - но они не называют себя имажинистами…

Выходит, искусство совсем не умерло, а просто сменило название? Ан нет! Бессмыслица то осталась, а величие этой бессмыслицы – оказалось потерянным.

- Беда в том, что ушло само понимание идеи имажинизма. Ведь эти люди пытались уколоть, задеть своими метафорами, наплевать в душу, а, может быть, наоборот – ликующе взорвать зал. – говорит кандидат филологических наук Ольга Сергеевна Мжельская. – Сейчас же бессмысленные творения создаются естественным путем, никто не подбирает слова – просто так задумывается и исполняется. Метафоры теряют свою красоту и наполненность, и стоит ли удивляться, что никто не приходит от этого в восторг? – для всех же это теперь обыденно… Попросту говоря, имажинизм потерял свою свежесть и на этом стух…

Так где же вы теперь, друзья имажинисты?..

Забавный факт

Когда в 1919 году в свет вышел сборник Вадима Шершеневича "Лошадь как лошадь", автор решил проверить, как раскупается его произведение. Зайдя в один из магазинов столицы, он не нашел своей книги ни на одной из полок с поэзией.

- Что такое? – обратился он к продавцу. - Где же мои стихи?

- Какие стихи? – переспросил продавец.

- Сборник "Лошадь как лошадь"!

Вместе владелец магазина и автор долго искали нужную книгу и в конце концов нашли её… в разделе "Коневодство"!

Иван Жилин

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе