Юрий Жуков: «Оттепель» началась вскоре после войны»

Каковы были мотивы Хрущева, начавшего борьбу с культом личности?
Своим взглядом поделился известный историк Юрий Жуков.
культура: Сейчас мы вспоминаем ХХ съезд, как правило, в связи с докладом Хрущева. А что еще там было принято? 


Юрий Жуков


Жуков: Утвердили директивы по шестому пятилетнему плану, который потом с треском провалился. Да так, что в 1959 году пришлось срочно придумывать семилетку, чтобы скрыть этот провал. В экономике начались проблемы. Дорого обошлись космос и гонка вооружений. К тому же с 1955–1956 года мы стали активно помогать странам третьего мира — Египту, Индии, Бирме, Индонезии. Следует напомнить, что свой доклад Хрущев прочитал уже после закрытия съезда. 

культура: Что им, по-Вашему, двигало?  

Жуков: Из его биографии следует, что он окончил Промакадемию. Но там он был освобожденным секретарем парторганизации. На эту должность его пристроил Каганович. Задача Хрущева заключалась в том, чтобы изгнать из Промакадемии сторонников Бухарина и Рыкова, которые активно выступали против индустриализации. Ему это удалось, он быстро поднимается по партийной лесенке и в 1935 году становится первым секретарем Московского городского и областного комитетов партии. В середине 30-х группа Сталина хотела сделать в нашей стране выборы с тайным голосованием, альтернативностью — на одно место несколько человек. Но первые секретари были против. Многие из них «отличились» в период коллективизации — проводили избыточное изъятие хлеба у колхозников. Они понимали, что при такой системе их никогда не изберут. И тогда Эйхе, будущая «жертва репрессий», обратился в ЦК. Он сказал: НКВД в его Западно-Сибирском регионе вскрыло тайную вооруженную организацию, которая готовит переворот. Пока она не будет уничтожена, проводить альтернативные выборы невозможно. И представил расстрельные списки на 10 800 человек — не указывая, кого и за что. Тут же все первые секретари стали обращаться с такой же просьбой. Вторым по кровожадности оказался Хрущев. Он попросил 8500 к расстрелу и 32 000 — в лагеря. Затем, в январе 1938 года, на Красной площади в жуткий мороз Хрущев собрал свыше десяти тысяч человек на митинг, посвященный суду над Бухариным и Рыковым. Он призывал «раздавить этих собак». В «Московской правде» за январь 1938-го можно прочитать это. Хрущев призывает пролить кровь людей, которых еще не объявили виновными. После этого его отправляют подальше, в Киев, первым секретарем компартии Украины. Буквально через два дня он присылает телеграмму с просьбой разрешить ему подписать расстрельные списки на 20 000 человек. 

культура: Получается, что активнейший участник репрессий умело перевел стрелки на Сталина?  

Жуков: Хрущев понимал: его в любой момент могут сковырнуть, припомнив, что он творил в 30-е годы. Как поступают преступники? Первыми кричат «держи вора!». Таким криком и стал его доклад. Обратите внимание на некоторые детали. Например, среди жертв он упоминает преимущественно первых секретарей, членов ЦК, то есть высшую партийную бюрократию. Он посылал сигнал — больше вас никто не тронет, если поддержите меня. 

культура: Высшая партийная бюрократия отделялась от народа, создавала себе привилегии?  

Жуков: Да. И у Сталина, Маленкова и Молотова была идея уже в 1944 году отрешить партию от всего, кроме агитации, пропаганды и участия в подборе кадров. Мотивировали это так: обкомы и горкомы принимают какие-то решения и требуют от советских органов их выполнения. Если что-то не получается, виноваты только исполнительные органы. А партия — всегда ни при чем. Ее надо было отодвинуть от власти как можно дальше. Но высшая партийная верхушка этому сопротивлялась. После смерти Сталина Маленков попытался реализовать идею хотя бы отчасти. Как глава правительства он подписал постановление, по которому партийные руководители лишались всех привилегий. Прежде всего — конвертов. Это дополнительное денежное пособие высокопоставленным бюрократам. Оно было в 2–3 раза выше месячной зарплаты, не облагалось налогами. Маленков лишил партработников телефона, кремлевской поликлиники, персональной машины. После этого все первые секретари пишут на имя Хрущева: «Дорогой Никита, помилуй! Ну хоть что-нибудь оставь!» Никита из партийной кассы выплачивает первым секретарям все, что они недополучили. И на сентябрьском пленуме 1953 года его выбирают первым секретарем ЦК. Когда в докладе 25 февраля 1956 года он говорил о культе личности и репрессиях, он сигнализировал партийным бюрократам, занимавшим высокие посты: отныне этого не повторится. Это будет каста неприкасаемых. Поэтому верхушка КПСС его так радостно поддержала. 

культура: И все же после съезда началась «оттепель»?  

Жуков: Давайте посмотрим. Война окончилась, народ остыл от крови, руин, развалин. Стали нормально жить. В 1952 году начинается реабилитация, людей освобождают из лагерей. Возникают интересные явления в литературе и искусстве. Появляются фильмы «Мы с вами где-то встречались», «Верные друзья» — в них открыто критикуется бюрократия. В 1954-м во втором номере журнала «Театр» публикуется пьеса Зорина «Гости», где драматург показывает: взгляды старых членов партии обветшали — их пора менять. Все это уже витало в воздухе. Так что «оттепель» началась, когда Сталин был еще жив.
Автор
Татьяна МЕДВЕДЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе