«Враждебные» теории Вавилова

После допросов и пыток в тюрьме Николай Иванович Вавилов не прекратил научную деятельность.
Здесь он готовил работу, посвященную земледелию. Ученого, который собрал обширный банк генов растений, вывел несколько сотен новых их видов и создал сеть научных учреждений, 9 июля 1941 года приговорили к смертной казни за шпионаж. 

«Вавилов проводил шпионскую работу в пользу иностранных разведок, будучи связан с заграничными белоэмигрантскими кругами и поддерживая неофициальные связи с представителями иностранных консульств и иностранцами, проживавшими на территории СССР», – говорилось в обвинительном заключении по его делу. 


 Николай Вавилов родился 25 ноября 1887 года в Москве в семье купцов. Юноша поступил в Московское коммерческое училище, однако торговлей заниматься не намеревался. Несмотря на конфликт с родителями, он продолжил учебу в Московском сельскохозяйственном институте. В это время Вавилов разработал программу по использованию достижений генетики для совершенствования сельскохозяйственных культур. После окончания института Николай Иванович отправился за границу. Он получал знания у ведущих специалистов в Англии, Франции и Германии; посещал лекции в Кембридже и проводил эксперименты по иммунитету растений к инфекционным заболеваниям. Во Франции Вавилова привлекли к работе в одной из крупнейших семеноводческих компаний. В 1916-м году российские власти задействовали ученого, чтобы выяснить причину массовой гибели солдат в Персии. Николай Иванович определил, что в пищу попадал гриб, вызывающий сильнейшее отравление. В Иране Вавилов продолжил свои исследования по иммунитету растений. Ученый пришел к выводу, что иммунитет зависит от условий окружающей среды.


Николай Вавилов


Важным этапом в научной карьере генетика стало открытие закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Он установил, что близкие виды растений характеризуются схожей наследственностью. Деятельность селекционера широко освещалась в зарубежной прессе, в России его лекции собирали полные залы. В ходе экспедиций Вавилов собрал обширный материал — 250 тысяч образцов растений. Кроме того, он участвовал в подготовке всесоюзных сельскохозяйственных выставок. Американский генетик Герман Меллер так характеризовал Вавилова: «Эта яркая, привлекательная и общительная личность как бы вливала в окружающих свою страсть к неутомимому труду, к свершениям и радостному сотрудничеству. Я не знал никого другого, кто разрабатывал бы мероприятия такого гигантского масштаба, развивал их все дальше и дальше и при этом вникал бы так внимательно во все детали». Вавилов спал по 3?4 часа в сутки, посвящая все свое время ботанике.

В начале 1930-х генетику изучали в крупнейших научно-исследовательских институтах СССР. Завязалась дискуссия, инициатором которой стал Трофим Лысенко. Достижения западных коллег Лысенко объявил лженаукой; в Советском Союзе развернулась кампания по преследованию генетиков. Эта кампания получила название «лысенковщина» в честь своего идейного вдохновителя. Генетические исследования в стране свернули. В 1937-м отменили Международный генетический конгресс, местом проведения которого была выбрана Москва.

«Копать» под Вавилова начали в начале 1930-х. Он начал полемику с Лысенко, которому, кстати говоря, ранее помогал продвигаться по карьерной лестнице. Началась травля в прессе, теории генетика называли «враждебными». В 1940-м его арестовали. Суд проходил без защиты и свидетелей. Ученого обвиняли в участии в антисоветских организациях и шпионаже. Ему вменялось и создание «нежизнеспособных» научных организаций.


Трофим Лысенко


«При непосредственном участии Вавилова во вредительских целях было создано ряд нежизненных узкоспециализированных научно-исследовательских институтов в Москве (институт сои, цикория и др.), и около 30 так называемых институтов социалистической реконструкции сельского хозяйства на периферии, оторванных от практической работы по оказанию непосредственной помощи социалистическому сельскому хозяйству. В результате произошло распыление научных кадров и непроизводительно были израсходованы государственные средства», — говорилось в материалах следствия. Генетика приговорили к смертной казни, однако позже заменили высшую меру наказания тюремным заключением сроком 20 лет. За решеткой Вавилов тяжело болел, и в январе 1943-го скончался.

В 1948-м началась кадровая чистка генетиков; более 100 специалистов лишились своих рабочих мест. Наука находилась под запретом до хрущевской «оттепели».

Автор
Елена Бухтеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе