Василий Шульгин как зеркало интеллигентного антисемитизма.

Стоит ли говорить, что антисемитизм - тема для нашей страны столь же интересная, как и расизм для США? 
Красавец, франт и историческая личность.


Тем более, ныне, в силу исторических оснований, настоящего, от сохи антисемита - днем с огнем не сыщешь.


Но! Довольно забавный, местами артефактный антисемит еще бывает. И именно ему, виртуальному, хочется посвятить этот материал. Думаю, знание о нашем герое может слегка изменить его мнение. Возможно...

Может, моя надежна напрасна...

Но я таки расскажу о нем- своем любимом антисемите, В.В. Шульгине!

Резюмировать жизнь Василия Витальевича можно одной фразой: "Непонятно, почему все это еще не снято Netflixом". Убежденный монархист, принимавший отречение последнего российского императора. Белоэмигрант, совершивший совершенно секретную поездку по СССР в 25 году - как чуть позже вскрылось, спланированную ГПУ. Советский заключенный (на минуточку, Владимирский централ!), из интервью (довольно благожелательного) с которым страшная советская власть сделала почти двухчасовой фильм. В общем, рассказывать можно бесконечно. Увы, пространство статьи ограничено, так что сейчас нам интересен лишь одно событие из жизни противоречивого Василия Витальевича. Вдумчивый читатель сопоставив название статьи и несомненно известный ему факт, поймет, о чем речь. Чуть менее вдумчивому (но не менее чтимому!) читателю придется чуть-чуть подождать.

А пока... Пока мы ждем - поговорим о весьма занятной книжке. Книжке из той самой обоймы, куда входят "Кaмaсутра", "Сaтaнинская библия", "Декамерон" и "Молот ведьм" (на самом деле, еще много их). Книжки, которые, будем честными, никто не читал - но все про них рассуждают. А открыв случайно, впадают в прострацию от несоответствия ожиданий и реальности.


Лично автор впервые - еще в несовершеннолетнем возрасте столкнулся с книгой вот в таком переплете. Ну... Вы поняли...


Так вот, Шульгин умудрился написать примерно такую же. Да, менее известную но по непонятной причине чтимую в неуважаемых автором кругах. Потому что по непонятно почему отдельно взятые реликтовые антисемиты считают данную книгу (будем честными, скорее брошюру) едва ли не столповым трудом честного русского человека. В общем, прочь интригу - на обзоре "Что нам в них не нравится". Размышления белоэмигранта о причинах антисемитизма в России.

Краткая предыстория необходима, уж извините. В мае 1928 г. некий С. Литовцев публикует в газете (эмигрансткой, естессно) "Последние Новости" статью "Диспут об антисемитизме". Там, в частности, присутствовали следующие строки:

"Но для того, чтобы беседа была плодотворна и действовала бы оздоровляюще, было бы необходимо привлечь к спору несколько честных людей, которые возымели бы мужество объявить себя антисемитами и чистосердечно объяснили бы, почему они антисемиты, не ссылаясь при этом на «проекции юдаистического мессианизма», до которых сто одному из ста антисемитов решительно нет никакого дела… Просто, без лукавства, сказали бы: «Мне не нравится в евреях то-то и то-то…»"

Там были еще слова, но для нас с тобой, уважаемый читатель, интересен тот факт, что перчатка поднята. В итоге появилась небезынтересная книжка, в которой интеллигентный антисемит Шульгин честно отвечает.

Так как я, можно сказать, двадцать пять лет дожидался такой именно, со стороны евреев, постановки вопроса; и так как, с другой стороны, я получил, через посредство журналиста С. И. Левина, от инициаторов диспута об антисемитизме, диспута, состоявшегося в Париже 27 мая 1928 года, приглашение выступить на сем диспуте, чего я, однако, не сделал за невозможностью прибыть в Париж, — то, по сим двум вышеизложенным причинам, я полагаю: надлежит мне, выражаясь высоким штилем, поднять перчатку, брошенную С. Литовцевым; то есть надлежит мне, присвоивши себе звание «честнаго человека», во всеуслышание и «просто, без лукавства», как того требует С. Литовцев, изъяснить: что нам (т. е., собственно, мне) в них (т. е. в евреях) не нравится.
Честно говоря, мне данный стиль дискуссии, пусть и заочной - нравится куда больше нынешнего. Но вернемся к событиям. Шульгин отвечает той самой книжкой. Что можно про нее сказать?

Вкратце - это попытка образованного, неглупого и незлого русского интеллигента разобраться в злополучном еврейском вопросе. Именно разобраться, а не обвинить облыжно, благо что Василий Витальевич всю жизнь не уставал повторять что он есть "антисемит политический". Достаточно прелюдий, перейдем к тексту!

В первой части книги Шульгин разбирает антисемитизм расовый. Cтоит отдать ему должное, несмотря на то, что он выдает всю пачку стандартных расовых стереотипов рубежа веков, он даже честно старается ей сопротивляться. Весьма интеллигентно. Не могу удержаться от дивной цитаты.


Негров и китайцев можно и должно любить, но из этого еще не следует, что в них необходимо влюбляться.


В общем, вполне допустимая для интеллигентного расиста образца 1900 г. Думаете, чушь - но мы же договорились, помните?


В наше время оформление дискуссии - куда менее интеллигенто.


Во второй и будем честными, основной, Василий Витальевич выдвигает обвинение не устаревшие и поныне. Участие евреев в революционном движении. Не будем вдаваться в споры о самом факте - мы же о Шульгине, а не о евреях, вы помните? И тут стоит отметить, что попытка показаться злым антисемитом напрочь пропадает под напором почти отеческой озабоченности.

С увлечением ринулась в редеющие рады истинных Белых та роковая дружина, которую большевики окрестили «белогвардейская сволочь». В городах эта порода пополняла контрразведки, где она втихомолку имитировала нравы Чека; а в деревнях, уже не стесняясь, при белом свете дня, применяли всякие, иногда до гениальности упрощенные, способы грабежа.
   Можно себе представить, какой находкой для таких элементов был антисемитизм!
   Антисемитизм значил для этих господ возможность убивать, насиловать и грабить известную часть населения при самых удобных ауспициях.
   Ведь нет людей абсолютно без совести, как нет и абсолютно чистых. И у ясно выраженных садистов есть некоторая совесть, которая понемножку сопротивляется их гнусным наклонностям. Между совестью и потребностью убивать и мучить идет борьба; и вдруг у садизма в этой борьбе появляется мощный союзник, в виде того соображения, что «жиды» — страшный (и даже просто единственный) враг Добровольческой Армии. Значит, внутренняя звериная потребность в крови человеческой неожиданно сплетается с интересами высокого дела. Убивать хочется, но как-то зазорно — без достаточной причины. А тут… Неожиданная радость! Можно убивать, можно наслаждаться, и не будет это плохо; и не будет упрекать ни совесть, ни товарищи… Иные из них брезгливо поморщатся, но и только.
   Таких явных садистов было сравнительно мало. Но тех, кто в душе своей носил инстинкты грабежа, было гораздо больше. Для этих антисемитизм был тоже настоящим кладом: они могли грабить евреев, не чувствуя никаких угрызений совести; и даже могли смотреть на себя, как на своего рода «филантропов». Ведь можно было бы попросту истребить этих паршивых жидов, а они, в виде особого снисхождения, их только грабят. В Киеве в 1919 году это занятие называлось «тихий погром».

Что же касается третьей части... Там, увы, Василий Витальевич несколько развернулся. Несколько стыдновато сейчас но напомню - это написано в 1928 году. Эмигрантом, лишенным родины и всего того, во что именно он верил. Но и там (sic!)? уважаемый В.В. склонен скорее к рефлексии, чем к обвинениям...

Но мы, другая сторона, должны помнить, что мы подчинены тем же законам, как и евреи. Глупо признавать мистику только для других. Если еврейская злоба, которая не могла утешиться и до наших дней (что видно из деяний евреев во время революции), роковым образом обрушивается на их же головы, то абсолютно то же самое было и будет с нами.

Многое ясно уже и сейчас. Разве сейчас мы не влачим ту же судьбу, которую имели евреи в течение тысячелетий? Разве мы не находимся сейчас «в рассеянии»? Самое слово это взято нами из еврейской практики. Разве сейчас мы не испытываем те же самые «ограничения в правах», которые раньше применяли к евреям? Разве наши «визные муки» не напоминают до поразительности стеснений, которые были испробованы евреями по причине «черты оседлости»? Разве нансеновские паспорта, которые являются своего рода волчьим билетом, заграждающим путь, не напоминают надпись «иудейского вероисповедания», которую мы делали на еврейских паспортах, запирая этим для евреев многие двери? Разве (не будучи в состоянии пробиться, из-за особого положения нашего, на службу государственную или к некоторым профессиям) мы не занимаемся всякого рода «гешефтами» (комиссионерство и прочее в этом роде)? Разве, не имея «права практики», мы не пользуемся по еврейскому образцу «подставными лицами»? Разве мы не приобретаем постепенно привычки «обходить» неудобные для нас законы точь-в-точь, как это делали у нас евреи, и за что мы их ругали? И разве с каждым днем мы не приобретаем ту настойчивость и бесцеремонность, которые так нас раздражали в евреях и которые мы называли «наглостью» и «нахальством»?

В общем и вкратце. Как положено настоящему, думающему русскому интеллигенту, Шульгин даже в "антисемитском" произведении больше размышляет о вечном чем об антисемитизме..

Ну... И обещанная читателям вишенка на торте. В одном из самых позорищных эпизодов истории Российской Империи - "деле Бейлиса" (если кто не в курсе, смастыренном на коленке, абсолютно заказушном антисемитском деле о якобы "ритуальном еврейском убийстве") наш герой однозначно выступил против обвинения. Просто потому что, как честный человек не мог иначе. Вот такой антисемит...


Мендель Бейлис. От чудовищно несправедливого приговора его спасали много хороших людей. И в их числе- наш "антисемит".


Всем, кто дочитал до конца - искреннее спасибо! Я старался. Ну, и немного устал, поэтому в следующую пятницу обойдемся без провокаций. А просто поговорим о хорошей средневековой литературе. Вам понравится, обещаю!

Автор
Крыс Питерский
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе