"Сжечь Верещагина" - чем картины художника разгневали венских архиепископов?

Один из самых известных художников-баталистов в России Василий Верещагин использовал свой талант для протеста против агрессивных завоеваний, достигнутых Императорской Россией в отношении ее восточных и южных соседей в XIX веке.

Интересные факты о художнике:

1 Он облетел половину континентов мира (и не ради отдыха, а для создания картин с военными сценами, многие из которых были настолько реалистичными и даже гротескными, что публика их отвергала).

***

2 Кавалер ордена Святого Георгия 4-ой степени, воевал в Средней Азии и на Балканах.

***

3 Он пользовался огромным успехом не только в России, но и во всей Европе, и считается одним из величайших мастеров восточной живописи.

***

4 Верещагин завоевал мировую известность, собрав более тридцати персональных выставок.

***

5 Помимо своих картин он создавал документальные этнографические рисунки и был автором ряда литературных произведений.

***

6 И самое главное, ему довелось настолько разгневать архиепископа в одной из своих командировок (в Вене), что его буквально хотели сжечь на костре, а почитателей его искусства даже призывали к покаянию.



Туркестанская серия


Торжествуют (1872)


За шестьдесят два года жизни художник неоднократно менял дома и страны проживания. В 1871 году он женился на Елизавете Марии Фишер и переехал в Мюнхен.

В течение своей рабочей поездки в Германии он создал настолько много работ, что поговаривали, будто в подвалах Верещагин спрятал рабов.

Художник написал «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.» — полотно, которое считается третьим по величине в мире. В процессе деятельности вся семья следовала графику живописца: с 5 утра он уже работал в своей мастерской, вход в которую был воспрещен. Весь дом был просто окутан тишиной, чтобы не мешать его труду. Поднос с завтраком приносили к дверному проему. И не дай Бог, чтобы тарелки вдруг зазвенели! Художник вспыхивал моментально.


«Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.»


Строгий распорядок дня и работы привел к созданию целой серии шедевров: в Мюнхене он написал серию из 13 своих лучших картин — «Туркестанскую серию». Верещагин не желал продавать их по отдельности, поэтому за каждую картину выставил непомерно высокую цену.

Сергей Третьяков купил в 1875 году всю «Туркестанскую серию» Верещагина примерно за 2 млн $.

Сегодня эти картины поделены между коллекциями Третьяковской галереи и Русского музея в Санкт- Петербурге. В общей сложности братья Третьяковы приобрели у Верещагина 138 картин и около 400 рисунков.



Палестинская серия

В 1883 году Верещагин посетил Святую Землю — Палестину и Сирию, красотой этих стран он был очень восхищен. То, что изначально планировалось как короткая рабочая поездка, превратилось в двухлетнее приключение, вдохновившее его на создание серии «Палестина».

Ему удалось осмотреть Гробницу Авраама, Долину Эздраэлон, Царские гробницы, остатки древнего города Вифсаида и старые еврейские гробницы возле Иерусалима. Эта серия демонстрирует сцены из жизни Иисуса и Святого Семейства. В изображении библейских сцен Верещагин резко отличился от своих коллег, написав героев как простых людей, без былого прославления.


«Стена Соломона» (1885 г.)


Одна из самых известных картин в серии «Стена Соломона» (1885 г.) изображает молодого Иосифа в грязной одежде прогуливающимся среди мусора и кур. В это время молодой Иисус сидит рядом со скучающим взглядом. Получив массу негодований, серия исчезла из публичного обозрения вскоре после своего европейского дебюта. Картины были полностью запрещены и в России, поэтому Верещагин продал их за рубежом.



«Святое семейство», чуть не погубившее Верещагина

Неканоническую трактовку библейского сюжета Верещагин предложил на полотне «Святое семейство». По сложившимся правилам иконописи мастера писали Марию, ее супруга Иосифа и младенца Иисуса с нимбами на голове и в скромных позах. Однако, трактовка Верещагина прямо противоположная: он показывает библейских героев как простых людей, в обыденной обстановке, занятыми домашними и хозяйскими делами. Это бытовой образ семьи, очень любимый у «малых голландцев».

Стоящий спиной к зрителю Иосиф плотничает у верстака. Мария, сидя на земле, кормит грудью младенца. На переднем плане изображен юный Христос. Во дворе гуляют дети.

После демонстрации полотна публике все складывалось благополучно, и Верещагин даже писал Елизавете Кондратьевне:

«Было в первый день (выставки) 1400 человек; хоть это и воскресенье, но для первого дня хорошо…».


Верещагин «Святое семейство»


Однако, «новаторская» трактовка слишком уж явно напоминала церкви антирелигиозную карикатуру. Особенное негодование произвели на религиозных представителей два момента — белье, которое сушится во дворе, и домашние куры. Важный момент: картина написана не просто Верещагиным, она написана художником — атеистом, и это было его преднамеренное желание лишить своих героев святости и показать евангельский сюжет исключительно с реальной, бытовой и исторической точки зрения.

Когда на Западе впервые показали картины Верещагина, Католическая Церковь потребовала закрыть выставку и изъять грешные работы. Венский архиепископ, разгневанный тем, что его требования не были соблюдены и выставка продолжала свою деятельность, выдвинул верующим требование: все посетившие выставку Верещагина обязаны будут покаяться, три дня молиться и… вносить пожертвование в пользу католической церкви. Но тысячи зрителей, полюбивших картины Верещагина, продолжали посещать эту выставку, несмотря на запугивания духовенства. Напротив, учитывая весь скандал вокруг работ Верещагина, интерес к ним только усиливался.

Верещагин в декабре писал из Вены Елизавете Кондратьевне:

«…Какой-то сумасшедший, проповедовавший перед моими картинами, всё спрашивал мой адрес. Другой, как ты знаешь, бросил витроль, и хотя не столько испортил, сколько хотел, но все-таки несколько рам надобно перезолотить, одну маленькую картинку переписать, 5 других поправить и в „Воскресении“ всю правую сторону переписать, если только полотно не лопнет, так как местами кислота прошла через краску». В завершение письма он сообщил: «Я переложил револьвер из заднего кармана в боковой — будь покойна».


Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)


Конфликт художника с архиепископом привлек внимание прессы. Сразу в нескольких изданиях Вены и Парижа публикуются карикатуры, на одной из которых, связанный по рукам и ногам Верещагин, под ликование толпы католиков, дергается с палитрой в руках на костре, куда брошены и его крамольные картины. Подпись под карикатурой гласила:


«Как хорошо для Верещагина, что он живет в настоящее время. В прежние времена его столкновение с патерами могло бы кончиться иначе».


Карикатура. Париж, 1885 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988
***

К концу XIX века Верещагин имел большую популярность как в России, так и за рубежом. Его имя часто видели в европейской и американской прессе. А известный американский писатель Теодор Драйзер (1871-1945) создал главного героя в своем романе «Гений» по образу самого Верещагина.

Художник использовал свое искусство, чтобы говорить за тех, кто не мог говорить за себя, задавать вопросы, которые никто не считал разрешенными задавать. Более ста лет прошло со дня его смерти, но ни один художник или фотограф не приблизился к успеху Верещагина, который не только задокументировал войны и конфликты, но и писал искусные полотна.

Огромное разнообразие его работ — это то, что действительно отличает Верещагина от большинства художников любой эпохи. На мой взгляд, величайшую награду свою он получил в 1901 году, когда был номинирован на первую Нобелевскую премию мира.

Автор
Джамиля Курди
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе