Сначала Земля остыла. Потом на ней появился Байконур

Между прочим, с точки зрения Космоса это вполне равнозначные события.
Увлеченные сиюминутной ерундой типа геополитических разборок, мы забыли, чего реально стоим — мы более полувека летаем в Космос! И большей частью — с космодрома Байконур.
Стартовая площадка космодрома "Байконур".
© Владимир Астапкович/РИА Новости

Кстати, это «большей частью» относится ко всем космодромам на планете — львиная доля космических запусков с Земли происходит с нашего (чего бы там ни говорили казахстанские арендодатели) Байконура. Флоридский Канаверал приближается к нему по этому показателю — тут расклад традиционный: американцы Вторые в делах космических. Первым человеком Там был наш, по части долгосрочности полетов первые мы, МКС наша… Посмотрим, что будет дальше — кроме «протонопадов» последних лет. Итак, счет пусков: Байконур более 20, Канаверал порядка 10 в год.

Расположенный в пустыне Байконур — с казахского — «Богатая долина». Еще при создании стартовой площадки для космических ракет (для баллистических хватало и Капустина Яра) мы уже пудрили мозги Вторым — у реального карагандинского поселка Байконур строился ложный космодром, с камуфляжными сооружениями, а космодром реальный — вовсе даже в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Торетам. И ровно наоборот именовался «Тайга».

Строили, как водится, военные — масштабные проекты у нас всегда реализовывали либо военные, либо зэки, либо комсомольцы. Либо все они вместе, смешанные в разной пропорции. Сейчас вот космодром Восточный создают вольнонаёмные и вся страна наблюдает их эволюции — то потухнет, то погаснет…

А тогда — в/ч 11284 во главе с генерал-майором Шубниковым: «есть», «так точно», «выполнять». В палатках в студеной зимней пустыне 3600 человек. Это сейчас «мотивация» и прочие реверансы — у армейцев же «сколачивание подразделения» и «выполнение поставленной задачи».

Любопытно, что сейчас, в нашем 2015-м, мы могли бы и не платить «онезависимшимся» казахам по 5 миллиардов рублей в год аренды (в общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 6,16 млрд рублей в год), а запускать свои «протоны» из, скажем, Дагестана — будь принято иное решение в 50-х. Или — из Йошкар-Олы, или из Астраханской области — были и такие варианты.


Справочное издание сообщает нам:

«В 1954 году работала комиссия по выбору места для строительства полигона, которая руководствовалась следующими критериями:

— обширный, малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве (существовала необходимость отчуждения немалых площадей земли в районах падения ступеней ракеты, трасса полета не должна проходить над крупными населенными пунктами);

— наличие железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе блоков ракет;

— надёжные источники пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технологической водой в больших объёмах;

— расстояние между стартом ракеты и местом падения её головной части (полигон Кура на Камчатке) — не менее 7000 км».

А еще — первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления, для функционирования которой надо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд — два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150—250 км, третий — отстоящий от старта по трассе полёта на 300—500 км. Получалась Кзыл-Орда, потому что в дагестанском варианте море и горы, в марийском топи-болота-тайга, в астраханском — опять море. Плюс Кзыл-Орда ближе к экватору, для разгона имеет значение. Плюс более трёхсот солнечных дней в году — какая уж тут Йошкар-Ола! Сыр-Дарья рядом, ж/д Москва-Ташкент…

Аренда Байконура, построенного на деньги всех граждан великой страны, собираемая ныне Алма-Атой, заключена до 2050 года. С периодичностью не реже двух раз в год — это прекрасно отслеживается в СМИ — казахстанцы подымают темы об экологии и прочие, косвенно связанные с возможностью повымогать больше денег, пересмотреть договоры. Сопутствующие этому разговоры забавны: вот, когда Россия уйдет, они будут возить туда туристов, а еще, конечно же, сами станут космической державой.

Ранее опубликованные «Ридусом» материалы рубрики «Космос» открывают широкую панораму на эпопею нового российского космодрома — «сменщика» Байконура. И при анализе их становится ясно, что строится «сменщик» куда медленнее и проблемнее первой космической гавани: глядишь и видишь, что и в прошлом году Рогозин сильно ругался, и в 2013-м увольнял, и в 2012-м гонял и грозил, и — даже в 2011-м сердился очень! А как замечательно ругается Рогозин в нынешнем 15-м! Громы и молнии космические, разносы титанические, в «Роскосмосе» следователи и тьма египетская!..

Словом, продолжается наша жизнь в Космосе, где пребывает Земля. Любите космос в себе, а не себя в Космосе — а то как бы Вторые не стали первыми…
Автор
Владимир Курносов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе