Российские выставки сто и двести лет назад

Весь XIX век и начало XX века вплоть до начала Первой мировой войны Россия была охвачена нарастающей волной выставок. Каждая из них была не только свидетельством новых достижений Российской империи в области промышленности и сельского хозяйства, но и демонстрировала немалую фантазию их организаторов, изобретательность и отменный художественный вкус.

В дореволюционной России проводилось 16-17 тысяч выставок и ярмарок ежегодно. Так, одна из старейших — Нижегородская ярмарка — впервые состоялась еще в 1816 году, поставив этот город в один ряд с такими ведущими центрами мировой торговли второй половины XIX века, как Ливерпуль, Гамбург, Лондон, Париж и Петербург.

Поддержим русского производителя

В 1829 году состоялась Первая Всероссийская выставка российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге. Ей предшествовал год подготовки, причем было решено, что для столь масштабного действа нужна и соответствующая площадь. В результате, за считанные месяцы была возведена "экспозиционная зала" около здания Биржи на Васильевском острове.

На выставку пригласили 326 участников из 33 российских губерний, представивших более 4000 всевозможных и разнообразных экспонатов, структурированных по 15 разделам: машины и инструменты, химическая продукция, текстиль, оружие, мебель, а также элементы декора и обихода.

Для придания большей наглядности бурному развитию государства Российского и повышения патриотических настроений после победы 1812 года, на выставке отечественные изделия открыто сравнивались с иностранными аналогами. Каждая вещь должна была иметь клеймо, "доказывающее российское оной происхождение". Но кроме него, восторг посетителей вызывали разнообразие, богатство и изысканность экспонатов. Так, восхищенные зрители не отходили от стендов с инструментами и часами производства заводов В. А. Всеволожского — изобретателя "литого железа", и изящными образцами холодного оружия Златоустовской фабрики. Среди них особо выделялись две сабли "в азиатском вкусе". На клинке одной из них, "украшенной драгоценными каменьями, было изображено заключение мира при Эривани, а на другой — Наваринское морское сражение" бывшее в ту пору у всех на устах.

Дам привлекали "красивостью форм, чистотой отделки и блеском бронзы" разнообразные люстры, выполненные из папье-маше под бронзу Богданом Яном и Карлом Крейтоном, а также мебель придворного мастера Гамбса (того самого, в 12 стульях которого О. Бендер искал бриллианты Кисы Воробьянинова!) из "орехового, серого, белого и зеленого русского дерева", мебель, которая "красотой своей не уступала красному дереву". Целые залы были отведены под шерстяные ковры, шелковые материи, бархат, шали, искусственные цветы, золотошвейные и вышивные изделия.

На выставке был широко представлен петербургский фарфор: тонкой работы фарфоровые изделия Петербургского Императорского завода и известных фабрикантов Гарднеров. Своеобразным украшением выставки стали ваза и чаши из малахита, платиновые изделия, выполненные в лаборатории Горного института в Петербурге. Оживляла экспозицию и картина на религиозный сюжет, выполненная московским художником Кузнецовым из разных "дорогих руд, камений и минералов".

Русское принимали за иностранное

После выставки в прессе писали: "оказывается, российские товары были очень даже неплохими". При этом "…рассеялось то обидное для русских предубеждение, будто в России не умеют сделать ничего превосходного; многие, к стыду своему, сознались, что они покупали в иностранных магазинах русские изделия за английские и французские, вдвое высшими ценами". Причем за иностранные изделия принимали не сувенирно-подарочные из золота с бриллиантами, а товары широкого потребления, в частности… табакерки из папье-маше фабриканта из Санкт-Петербурга М. Болля и московского купца П. Лукутина. Как оказалось, они ни в чем не уступали брауншвейгским, хотя стоили намного дешевле, из-за чего на ярмарке нередко случались "ошибки".

Вход в выставочные залы был свободный, что обеспечило должный спрос: за три недели работы выставки на ней побывало свыше 100 тысяч представителей всех сословий. Император собственной персоной посетил выставку и даже участвовал в церемонии награждении победителей. Присутствовавшие на ней иностранцы были особенно поражены ее размахом. Так, известный немецкий путешественник и ученый, почетный академик Российской академии наук А. Гумбольдт писал: "Я не ожидал бы и через 30 лет таких успехов в России". Таким образом, цели выставки были достигнуты, а начало выставочной деятельности положено.

Тропики в Таврическом дворце

Четвертого марта 1902 года в залах Таврического дворца торжественно открылась Всероссийская кустарно-промышленная выставка, Августейшей покровительницей которой явилась Государыня Императрица Александра Федоровна, а непосредственным организатором выступило министерство земледелия и государственных имуществ. И если название выставки, возможно, и не вполне побуждало взыскательных петербуржцев ее посетить, то уже после входа в первую же залу все возражения отпадали, а слухи бесконечно множились и начинали шествие по стране.

При входе первым в глаза бросалась удивительная художественность и систематичность размещения экспонатов, которые делали осмотр удобным и неутомительным. В последующей зале сочетались вроде бы не сочетаемые для взгляда искушенного ценителя предметы: так бюст Августейшей покровительницы выставки утопал в зелени тропических растений, а за ним просторная эстрада была обрамлена высокой декорацией в "обновленном русском стиле", а далее шли уже собственно застекленные витрины и нарядные "киоски" российских кустарей. Все было продумано до малейших деталей, вплоть до самых отдаленных "углов", которые обычно не имеют вида. На каждом шагу людей ждали все новые и новые сюрпризы, и посетителей выставки, как об этом в эти дни писали в журнале "Нива", все это "несказанно радовало".

В воскресенье после нескольких дней работы выставки Таврический дворец встретился с таким наплывом желающих на нее попасть, что пришлось даже прекратить их впускать. Причем значительную их часть составил "простой класс", привлеченный невысокой входной платой, возможностью удовлетворить свое любопытство и дешево приобрести понравившиеся вещи для обихода. При этом для экспонирования сельскохозяйственных машин и орудий, экипажей, керосиновых двигателей, всевозможных станков для кустарного производства был построен большой деревянный павильон перед дворцом. Тюремное ведомство демонстрировало изделия заключенных во временном павильоне, пристроенном к дворцу со стороны сада. Почти четыре тысячи участников из 56 губерний и областей представили свои изделия на этом смотре.

Удар по сердцам: хочется, но продано

Нижегородская губерния демонстрировала металлические изделия, поделки из дерева, вятская — валенки, орловская — кружева, черниговская — малороссийские плахты, курская — сундуки, сапоги, дуги, мебель ивовую и камышовую, шубы, вышивки, шитье, решетки, изделия из кости и рога. Пензенская губерния представляла пуховые платки и лапти с двойной пяткой, из-за которой в то время пензенцев называли "толстопятыми", тогда как рязанцев звали "косопузыми" из-за обычая рязанских женщин особым образом, через живот, подвязывать косы. Особенно поражала разнообразием московская губерния — здесь было все: от икон до плугов, ванн и игрушек. Очень впечатляющей была развернутая здесь же выставка А. Н. Нарышкиной из ее имения "Быкова гора" в Тамбовской губернии. Ни одно дамское сердце было разбито после первого же взгляда на великолепные кружева венецианского типа, изящные вышивки, чудные по исполнению и рисунку настенные ковры, на которых располагались лаконичные надписи "продано".

Отделы окраин Российской империи блистали своим восточным колоритом — шелками, коврами, оружием. Но многие экспонаты, в том числе даже присланные из Бухары и Финляндии были выдержаны в строгом "nouveau style" — модном в это время стиле модерн, и поражали своим "чисто европейским вкусом и изяществом". Однако квинтэссенцией всей этой выставки стали воспроизведенные в одном из её помещений покои Государыни Императрицы Александры Федоровны

Спустя одиннадцать лет, в марте 1913 года, выставку повторили. Она разместилась на Петроградской стороне в четырехэтажном каменном здании гербария Ботанического сада, к которому пристроили два деревянных отапливаемых павильона. С первых же дней открытия выставка пользовалась несомненным успехом у петербургской публики. За семь недель работы на ней побывали 193 тысяч посетителей, а всего изделий было продано на сумму 225 тысяч рублей!

Анастасия Стежка

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе