Прогулка на четыре века назад

Какие старинные здания Ярославля хранят память об ополчении Минина и Пожарского
В последнее время рядом с названием города Ярославля всё чаще появляется громкий титул «столица». Поводы для этого разные. То новый мэр города обещает поддерживать тренд демократической столицы России. То съехавшиеся на форум «Visit Russia» знатоки туристической индустрии прочат областному центру статус сказочной столицы на том основании, что в нашем регионе получило прописку наибольшее число сказочных персонажей: Емеля, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Берендей, богатырь Алёша Попович и другие. Однако чаще всего, говоря о столичности Ярославля, обращаются к событиям 400-летней давности, когда во время Смуты в городе работал «Совет всея земли», игравший роль общерусского правительства, чеканились монеты.
Этот исторический период сейчас вызывает неподдельный интерес у учёных всего мира. Прошедшая в Ярославле международная научная конференция «Смутное время в России в начале XVII века: поиски выхода» – тому подтверждение. (Об этом публикации «1612 год в Ярославле» в номере за 6 июня и «Польский взгляд на русскую Смуту» – 15 июня). В Ярославле по сей день сохранились «свидетели и участники» событий Смутного времени – памятники архитектуры и живописи – и познакомиться с ними, не будучи знатоком истории, может любой желающий. Нашу историческую прогулку мы начинаем у стен древнего Спасо-Преображенского монастыря. – В начале XVII века, когда Ярославль на четыре месяца стал столицей русского государства, в городе было всего шесть каменных зданий. До сего дня сохранилось четыре из них, все они находятся на территории Спасо-Преображенского монастыря, – рассказывает заместитель директора по научной работе Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника Светлана Блажевская. Все их можно окинуть взглядом, если подняться на звонницу, но не под самый купол, а притормозив на первой смотровой площадке. Именно такой – в виде мощной стены с двумя приземистыми арками звона во втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами, крытыми зелёной поливной черепицей – видели звонницу ополченцы 1612 года. Основания тех шатров до сих пор видны внутри звонницы, на стыке старого массива с надстроенными позднее стенами. К архитектурным очевидцам Смутного времени, кроме звонницы, относятся: нижний ярус Святых ворот (здесь сегодня находится вход в музей-заповедник со стороны реки Которосль); монастырская трапезная (в этом здании разместились отделы природы и «Слово о полку Игореве»); и, конечно же, Спасо-Преображенский собор. Он, на момент сбора ополчения, стоял чуть менее ста лет. Опершись на барьер ограждения яруса звонницы, поглядывая окрест, продолжаем мысленное погружение в историю. Это – самая высокая точка, на которую четыре века назад могли подняться представители ополчения. По нынешним «небоскрёбным» временам совсем невысоко. Прямо напротив Святых ворот была в то время переправа через Которосль, которую держал монастырь, дальше, левее современного моста через реку, шла дорога на Москву. Переправа была платной, это был монастырский бизнес, но, смею предположить, ополченцам были предоставлены «транспортные льготы». Спасо-Преображенский собор – живой свидетель ополчения, эти святые лики взирали на преклонявших здесь колени Минина и Пожарского, богатых купцов и простой люд. От осознания этого дух захватывает. – Именно эти образы были главной надеждой и опорой, духовными заступниками, моральным оплотом людей, перед лицом опасности почувствовавших, что и от их воле­изъявления многое зависит. Это был первый толчок к пробуждению национального самосознания, – говорит Светлана Блажевская, рассказывая об истории собора. Фрески XVI века мало где сохранились в России, и пусть вас не смущает их неважная сохранность – они многое пережили на своём веку. Эти фрески помнят Иоанна Грозного – ведь собор расписывался в 1564 года по его указу и на его средства: чётко читаемая храмовая летопись сохранила память об этом факте. В отделе истории Ярославского края музея-заповедника неравнодушного путешественника ждёт встреча с ещё одним «участником» Смутного времени – это серебряная копейка, крохотный лепесток размером с ноготь, 13 на 11 мм. На лицевой стороне изображён всадник в развевающемся плаще, с опущенным копьём на коне. Эта монета была отчеканена здесь, на Ярославском денежном дворе. Вплоть до 4 ноября, когда страна будет отмечать 400-летие освобождения Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского, в историческом отделе музея-заповедника можно познакомиться ещё с одним экспонатом, имеющим отношение к интересующей нас теме – это саккос (облачение для архиерея), выполненный из золотого атласа и парчи мастерами фирмы Оловянишникова. В силу особенностей его хранения этот экспонат редко покидает запасники музея (в последний раз это было семь лет назад). Так что шанс осмотреть саккос – редчайший. А знаменито это церковное одеяние тем, что является общим вкладом жителей города в Спасо-Пробоинский храм, возведённый на месте явления чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в мае 1612 года, которая, согласно церковному преданию, избавила город от эпидемии моровой язвы. (Об этом – чуть позже). А о факте дарения саккоса сообщает надпись на нём: «От граждан г. Ярославля в дар ярославской всеградской Спасо-Пробоинской церкви в память 300-летней годовщины её основания. 1612 – 1912 г.». Выйдя из музея-заповедника через Святые ворота (именно этим путём отправлялись ополченцы четыре века назад на Москву), прогуляемся по Волжской набережной до Митрополичьих палат. Здесь, в собрании Ярославского художественного музея, хранятся уникальные иконы, запечатлевшие события Смутного времени. Заведующая отделом древнерусского искусства Виктория Горшкова напоминает, что именно в эпоху Смуты в Ярославле появился список чудотворной иконы Казанской Богоматери: – При разорении поляками города Романова, современного Тутаева, в 1609 году икона оказалась у «литвина греческой веры» Якова Любского, который принёс её в Ярославль и передал земскому старосте Василию Лыткину. Надо отметить, что появление в Ярославле иконы Казанской Богоматери вызвало большое воодушевление горожан. В её честь был основан Казанский женский монастырь (он и сейчас находится в центре города). Позднее, в конце XVII века, для этой иконы ярославским иконописцем была написана рама, на одном из клейм которой запечатлена эта сцена передачи иконы. Есть и надпись, в которой указано имя Василия Лыткина. По утверждению Виктории Горшковой, «в ярославской иконописи это пока единственный случай изображения реального горожанина, посадского человека, да ещё и с указанием его имени» (на среднем снимке). Есть упоминание о Смуте и на другой иконе XVII века – «Сергий Радонежский в житии со сказанием о Мамаевом побоище». На этой иконе есть две сцены, отмечающие помощь Сергия Радонежского в Смуту. На одной изображено, как Сергий Радонежский своим небесным покровительством привёл обоз с хлебом в осаждённую Москву. На другой нашёл отражение реальный исторический факт: поляки на протяжении 18 месяцев безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь, и в результате – редкий случай! – враги перешли на сторону оборонявшихся. Покинув Митрополичьи палаты, заглянем на минутку (дабы не быть навязчивыми) в Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь. Обитель находится на площади Челюскинцев (бывшей Пробоинской улице), близ Вечного огня. В советские годы здесь были производственные мастерские, жили люди, и лишь в 2009 году монастырь снова стал действующим. Этот монастырь нам интересен тем, что именно здесь был возведён обыденный (то есть построенный за один день) деревянный Спасо-Пробоинский храм в честь избавления от моровой язвы в 1612 году. Конечно, он не сохранился. На его месте в конце XVII века была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного (на нижнем снимке). Сегодня и она в большом запустении, но первые шаги к возрождению уже заметны. Отсюда недалеко до следующего «очевидца» Смутных времён – это храм Николы Надеина, что в Народном переулке (напротив Ярославского художественного музея). Храм был построен в 1621 году на средства одного из самых богатых купцов города, «государева гостя» Епифания Светешникова, по прозванию Надея (отсюда и второе название церкви – «Надеина»). На Руси в честь памятных, знаковых для государства событий было принято возводить храмы. Так что храм Николы Надеина является первым памятником Смуте в стране. Входе нашей исторической прогулки мы познакомились с Ильёй Гусевым. Он – ученик Мокеевской средней школы Ярославского района. С раннего детства, от прадеда, учителя истории, юноша унаследовал увлечение историей и краеведением. На вопрос, что же его, современного подростка, привлекло в тех «преданьях старины глубокой», молодой человек ответил, что так он полнее ощущает свою сопричастность с великими событиями, которые пережила его страна – чувство родины. Юноша активно участвует в краеведческих экспедициях, с удовольствием поделился недавними открытиями. Ребята узнали, что село Лютово раньше называлось Спасским и было переименовано после лютых событий 1612 года. При случае задаю тот же вопрос – об актуальности темы Смуты сегодня и сейчас – члену Общественной палаты города, страстному хранителю и знатоку истории Ярославля Владимиру Георгиевичу Извекову. – События 400-летней давности проецируются на наше время или, наоборот, происходящее сегодня можно спроецировать на события XVI века. Мы сегодня переживаем не менее смутное время, только на новом витке истории, – убеждён Владимир Георгиевич. – Мы строим гражданское общество, а что это такое – остаётся смутным, неясным для многих россиян. Потому вновь и вновь хочется повторить, что смута – она в головах и в сердцах, а не результат иноземного присутствия. Вот почему важно извлекать уроки из истории. Завершая нашу недолгую историческую прогулку, нужно вспомнить и то место, где стояли войска ополченцев – это район близ нынешнего Красного Маяка, у Октябрьской площади. Раньше это место называлось Таборы. Сейчас, конечно, здесь всё по-другому, но при желании ощутить дух времени можно. Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе