Призрак оперы спасает царя

Николай II и книги.
«Горький» продолжает исследовать библиотеки известных исторических личностей. Сегодняшний выпуск посвящается выходу на экраны фильма «Матильда»: рассказываем о любимых книгах последнего русского императора Николая II.

Для последнего российского императора чтение было регулярным и любимым времяпрепровождением. Так сложилось с самой юности, образованием Николая занимались лучшие преподаватели Санкт-Петербургского университета: бывший министр финансов Бунге преподавал экономику, а обер-прокурор Синода Победоносцев — право. Но самый большой интерес у тогда еще наследника престола вызывала история — лекции по ней ему читал Егор Егорович Замысловский, ординарный профессор Петербургского университета. Николай запоем читал исторические журналы, штудировал труды Соловьева. А в 1884 году, в 16 лет, был избран почетным членом Императорского исторического общества.

В общем, Николай читал очень много, постоянно упоминая об этом в своем дневнике: иногда они с женой читали друг другу, иногда он читал книги своим детям, ну и, конечно, читал для себя и собственного удовольствия. Интересы императора варьировались в диапазоне от популярной массовой литературы до научных трудов, его библиотека постоянно пополнялась. О некоторых книгах из этой библиотеки мы сейчас и расскажем.



Эмма Орци «Алый первоцвет» и «I will repay»

19 августа (1 сентября по новому стилю) 1917 года, только добравшись до Тобольска, Николай, ссыльный и отрекшийся император, начал читать книгу Эммы Орци «Алый первоцвет». Серия романов об английском аристократе, псевдоним которого дал название книге, была в те годы довольно популярна: ими зачитывался, например, Владимир Набоков. В России цикл романов забыт, но в Великобритании его помнят и сейчас — он стал важной частью массовой культуры.

Действие происходит во Франции в конце XVIII века, знатный англичанин борется с революционерами и спасает французских аристократов от гильотины. Он берет себе псевдоним «Алый первоцвет»: так родился один из первых классических супергероев — отважный человек в маске, предтеча всех остальных персонажей, скрывающих личность и занимающихся благородными делами, вроде Зорро и Бэтмена.

Баронесса Эмма Орци (или Эммушка, как ее называли в России) выпустила почти два десятка книг о Первоцвете, продолжая писать их вплоть до конца 1930-х годов. Николай II, кстати, был большим англоманом, его любимым наставником в юности был учитель английского Чарльз Хит. Николай многое перенял у франтоватого английского денди, в том числе и любовь к английской литературе.



Николай Лейкин «Неунывающие россияне» и другие сборники рассказов

Николай Александрович Лейкин — издатель «Осколков», одного из самых популярных и едких юмористических российских журналов конца XIX века. В нем печатал свои первые рассказы Антон Чехов. Лейкин и сам писал юморески о быте купечества. Большую славу ему принесла повесть «Наши за границей», в которой он довольно смешно (пусть и несколько однообразно) описал путешествие купеческой супружеской пары на Всемирную выставку в Париж и обратно в Петербург.

Юмор Лейкина считался не очень глубоким (Чуковский и вовсе любил использовать термин «лейкинщина» для описания грубоватых и неглубоких шуток), и его слава не выдержала конкуренции с растущей популярностью Чехова. Это, впрочем, не мешало им приятельствовать, да и Лейкину как издателю популярность Чехова была весьма кстати.

Николай II любил и Чехова, и Лейкина. Сборник рассказов последнего «Неунывающие россияне» он читал за несколько месяцев до казни — и просто так, и вслух детям. Ему нравились рассказы о простой и легкой жизни: о дачниках и их ссорах, о походах к зубному врачу, торговле в петербургском Пассаже и прочих мелочах. Чехова же Николай не только читал, но и регулярно участвовал в спектаклях семейного театра по его произведениям. Даже под арестом он с детьми ставил шутливую чеховскую пьесу «Медведь»: «...Играли: Ольга, опять Мария и я. Волнений вначале представления было много, но, кажется, хорошо сошло».



Артур Конан Дойль «Рассказы о Шерлоке Холмсе»

Не обошел вниманием Николай и одного из самых известных и популярных писателей своего времени — Артура Конан Дойля. Николай проглотил все его рассказы о Шерлоке Холмсе, возвращаясь к ним вновь и вновь, с охотой читая их детям. «Долина страха», «Собака Баскервилей», «Этюд в багровых тонах», «Отравленный пояс» — все эти названия встречаются в дневниках Николая и его жены в самые мрачные и тяжелые для семьи годы.

Примечательно, что этот интерес не был односторонним. В мае 1899 года в Гааге началась всемирная конференция по вопросам разоружения. Она состоялась по инициативе и при поддержке императора Николая II. Сам Николай и министр иностранных дел Михаил Николаевич Муравьев приложили немало усилий для того, чтобы организовать столь значимую международную конференцию. Ее результатом стали три конвенции, касающиеся правил ведения войны, принципов определения военных преступлений и мирного решения международных конфликтов. В том же году британский журналист и борец за мир Уильям Стед проспонсировал выступления в 120 городах Британии в поддержку мира и Гаагской конвенции. На некоторых митингах спикером был Артур Конан Дойль: он много говорил о своей поддержке инициатив русского императора и о том, как близка ему его миротворческая позиция. Впрочем, всего несколько месяцев спустя началась Англо-бурская война, и Конан Дойль отправился в Южную Африку в качестве корреспондента.



Федор Иванович Успенский «История Византийской империи»

Один из крупнейших византинистов своего времени Федор Успенский работал над главным трудом жизни почти четверть века. Его работа была оценена не только в России: в Константинополе он основал Русский археологический институт, просуществовавший до начала Первой мировой, в честь него назвали найденный им византийский кодекс XII–XIII веков. Кроме того, с 1915-го и до самой смерти в 1928 году он был редактором ежегодника «Византийский временник».

Николай II прочитал opus magnum Успенского уже под арестом. Неизвестно, какое впечатление эта книга произвела на него. Современники Успенского считали очень значимым его вкладом в науку развитие светской и культурной истории Византии. Вовсе не стоит полагать, что Успенский был атеистом и борцом с религией, — нет, он скорее просто видел свою главную задачу в том, чтобы избавить византинистику от всех предыдущих общественных и академических стереотипов, представить ее в совершенно новом ключе.

Первый том книги Успенского (который прочитал Николай II) заканчивается печальной историей свержения императора Маврикия: предпринятые им во время войны преобразования не пришлись по нраву солдатам, чем немедленно воспользовались враги императора в столице. Руководителем восставшей армии стал центурион Фока, который вошел в Константинополь, а впоследствии казнил Маврикия вместе со всей его семьей.



Гастон Леру «Рультабий»

Конечно, самое известное произведение Леру — это «Призрак оперы». С полной уверенностью говорить о том, что Николай II читал и его, мы не можем, но то, что русский император любил читать своим детям остросюжетные рассказы о приключениях хитроумного детектива Рультабия, мы знаем наверняка. Об этом сохранились упоминания в дневниках Николая и его супруги.

Интересно, что Николай и Гастон Леру связаны не только литературой. Леру был был довольно успешным журналистом. Во времена Первой русской революции жил в России и писал статьи в Le Matin. Одну из самых занятных историй той поры Леру подарил своему знаменитому персонажу Рультабию в романе «Рультабий и царь».

История была такая: Леру в 1905 году откуда-то узнал о готовящейся встрече Николая II и германского императора Вильгельма и известил о ней свою газету, отказавшись раскрыть источник. И хотя министр иностранных дел Ламсдорф опровергал все заявления об этой встрече, она действительно состоялась и на ней был подписан секретный договор о сотрудничестве — в июле 1905 года, у острова Бьёрке. Это стало полной неожиданностью для российских союзников, ведь Россию связывали союзнические договоры с Англией и Францией. Встреча была личной инициативой царя, министр о ней попросту не знал. А вот осведомленность Леру обязана его знакомству с царским поваром-французом, который был в курсе подготовки торжественного обеда по поводу встречи двух императоров.

Роман «Рультабий и царь» представляет собой довольно характерное для того времени произведение в жанре «просвещение дремучей России». Рультабий отправляется в Россию в качестве корреспондента, но оказывается в центре запутанной политической ситуации, попадает в плен к революционерам, но успешно выпутывается из ситуации, попутно спасая царя от заговора революционеров. После чего читает ему лекцию о том, какие прогрессивные законы и правила должны быть теперь приняты в России.


Автор
Егор Сенников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе