«Он был честным, неподкупным, взяток не брал»

Искусствовед Юрий Мещеряков — о тамбовском периоде жизни поэта, просветителя и государственного деятеля Гавриила Державина.
Ровно 230 лет назад в марте 1786 года в Тамбов прибыл один из самых знаменитых за всю историю губернии руководителей — Гавриил Державин. О периоде его правления ходит много слухов и легенд. 
Портрет Гавриила Державина. 
Фото: wikipedia.org


Говорят, что в это время Тамбов стал одним из самых культурных провинциальных городов — здесь появился театр, типография, еженедельная газета. О том, что из этого правда, а что миф, корреспондент «Русской планеты» узнала у старшего научного сотрудника государственного архива Тамбовской области, автора книги «Гавриил Романович Державин: Тамбовский период деятельности» Юрия Мещерякова.


— Уже тогда, в 1786 году, Державин был великим поэтом, широко известным за пределами Российской империи, — рассказывает Юрий Мещеряков. — Его стихотворения даже в Японии переводили. И вот неожиданно он получает не очень значительную по российским меркам должность — правитель Тамбовского наместничества. Губерния у нас в то время была немаленькая, но и не самая крупная. Из писем известно, что Державин хотел быть правителем Казанского наместничества, планировал переехать на родину, добивался этой должности в Петербурге. Но все равно возможность переехать из Петрозаводска в Тамбов была для него повышением, если не в чине, то хотя бы морально. Видимо, он посчитал, что Тамбов является неким трамплином, площадкой для продвижения по службе. Державин принял эту должность с пониманием и в марте 1786 года благополучно прибыл в наш город.

— И, как известно, город ему не понравился.

— Была ранняя весна, грязь, общая неустроенность. Конечно, это давило на психику. Подъезжая к Тамбову, видя все эти избушки, покосившиеся верстовые столбы, нависшее над городом небо, он вряд ли пришел в восторг. Дома в центре показались ему неблагоустроенными, неэстетичными. Он об этом открыто говорил. О том, что Тамбов был безобразен, нужно все менять в корне.

— Сколько тогда в городе было жителей и где проходили границы?

— Примерно тысяч восемь. Город был небольшим. Северная граница проходила по Студенцу. Западная — примерно по современной улице Базарной. Восточная граница упиралась в Цну. Южная граница проходила там, где сейчас Кронштадтская и Ленинградская улицы.

— В аннотации к вашей книге о Державине написано, что вы использовали ранее неизвестные материалы.

— Я всерьез заинтересовался этой темой, когда к нам архив пришел запрос о том, кто прорыл при Державине канал реки Цны. Была версия, что это сделали военнопленные турки. И я стал искать документы той эпохи, чтобы узнать, действительно ли это так. Оказалось, что это миф. Никакого канала там не прорывали, а просто почистили старое русло Цны, протоку. На которой, кстати, и возник Тамбов. Никаких пленных турок тоже, конечно, не было. Но я нашел множество неизвестных документов за подписью самого Державина. И это была сенсация. Я и не думал, что это возможно. Ведь в наших архивах долгое время работал известный исследователь жизни Державина Яков Грот. По названиям документов что-то понять очень трудно, поэтому мне пришлось просматривать их подряд. На это ушло три года. Я нашел несколько сотен документов той эпохи самого разного толка — о строительстве административных зданий, заготовке камня, изготовлении карт, планов и чертежей Тамбовского наместничества, судебные дела, обширную переписку о строительстве дворянского дома. Вообще, про Державина много что говорят — что он приехал в город губернатором, учредил театр, типографию, превратил Тамбов чуть ли не в культурную столицу России...

— Но это не так?

— У нас любят преувеличивать. Частично это так, конечно. Но все-таки нужно принимать во внимание, что Державин тут недолго правил. Три неполных года — с начала марта 1786-го по декабрь 1788 года.


Старший научный сотрудник государственного архива Тамбовской области Юрий Мещеряков. 
Фото: Екатерина Жмырова/ Русская Планета


— К учреждению театра Гавриил Романович имел отношение?

— Есть переписка о театре. Державин действительно хотел его построить. Обратился с этим предложением к генерал-губернатору Ивану Гудовичу, тот тоже загорелся. Были заготовлены дрова, доски. Но тут началась русско-турецкая война. И средства на строительство подобных сооружений были урезаны. В итоге театр построен не был. Но почему такая легенда возникла? Потому что у Державина дома устраивались любительские спектакли, в которых участвовали дворяне из его окружения. Правда, они устраивались не так часто.

— А к появлению типографии и первой провинциальной газеты?

– Типография была. И первая в России провинциальная газета появилась именно в Тамбове. Это общеизвестный факт. Она называлась «Тамбовские известия». Четыре года назад были обнаружены все 52 номера державинской газеты. Они все сохранились и сейчас опубликованы, не так давно вышло репринтное издание.

— Где находился дом правителя наместничества?

— Недалеко от Набережной — между современным дворцом творчества детей и юношества и державинским университетом. Но от этого дома ничего не осталось, конечно. Мало кто помнит, что он вообще там был. Державин жил здесь практически безвыездно в течение трех лет. Только один раз, кажется, уезжал в Петербург по служебным делам.

— Что было построено при Державине?

— Самое главное из сохранившихся сооружений — это мост через реку Студенец. Тот самый из-за которого сейчас идет война между властями и градозащитниками, где самострой возводится вопреки всем постановлениям судов. Кстати, этот мост был сооружен в достаточно быстрые сроки — за год с небольшим. Но построен был настолько капитально, что до сих пор по нему ездят машины и никаких признаков того, что он обрушится, нет. Он еще лет 300 будет стоять и служить людям. Также при Державине был достроен Преображенский собор, начатый еще в конце XVII века при святителе Питириме. Больше от построек того времени ничего не осталось. Все было либо снесено, либо перестроено до неузнаваемости.

— К тому времени генплан уже существовал?

— Типовые генпланы по всем губернским городам были разработаны и подписаны Екатериной II задолго до приезда Державина в Тамбов. Должны были быть проложены новые улицы, сооружены каменные дома генерал-губернатора, губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест. Но до Державина строительство в Тамбове практически не велось. Активная прокладка улиц, снесение домов-самостроев уже при нем начались. Тогда появились современные Мичуринская, Московская, Интернациональная, нынешние очертания приобрела Советская. Город был разделен на кварталы. Строились обывательские дома. Тогда еще деревянные, конечно. Центр Державин предполагал сделать каменным. У него были грандиозные планы. Но из-за войны с турками, а потом со шведами все работы были приостановлены. Вообще, руководителем он был активным и предельно жестким. Если не отрабатывали норму, то предписывалось надсмотрщика палками сечь. Если какой-нибудь чиновник попадался пьяным во время службы, его привязывали к стулу и держали на хлебе и воде в течение суток. Известно, что один кирсановский чиновник так и сбежал со службы, привязанный к стулу. Хотя эти стулья были очень массивные, тяжелые, подняться с них было практически невозможно.

– Почему о государственной деятельности Гавриила Державина иногда говорят с иронией?

— Все-таки он был настолько выдающимся поэтом, он был вообще-то гением, что государственная деятельность на этом фоне меркнет. Пушкин ведь тоже был чиновником. Но все, что мы об этом помним — это как он ездил на борьбу с саранчой и прислал оттуда отчет: «Саранча летела, летела и села, сидела-сидела, все съела и вновь улетела». Лермонтов был военным, очень храбрым человеком. Но все-таки его военная деятельность меркнет перед тем, что он написал. Так же и Державин. Он был далеко не худшим чиновником, а в чем-то и одним из лучших. Он был честным, неподкупным, взяток не брал. Может, государственная деятельность и не была его призванием, но он был человеком долга. Кстати, будучи в Тамбове, он практически не писал стихов. Сохранилось максимум три-четыре стихотворения того времени. Он пытался писать, есть черновики его стихов, но потом еще и гонения на него начались. Известно, что последние три редакции оды «Властителям и судьям» написаны в Тамбове. В том числе и окончательная каноническая. Но в основном в то время он вел деловую переписку. А стихи все-таки писал в более благополучные лично для него времена.
Автор
Екатерина Жмырова, Тамбов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе