"Немцы спасают русских людей от голода, угоняя их в Германию!". Грехопадение писателя Ивана Шмелёва

Иван Сергеевич Шмелёв - выдающий русский православный писатель и публицист, апологет дореволюционной России.
Иван Сергеевич Шмелёв.
Фото: общественное достояние. wir.com.ru


Самая известная книга Шмелёва - автобиографический роман "Лето Господне". Иван Сергеевич описывает в этой книге свое детство, проведенное в патриархальной купеческой семье в Москве. Дореволюционная Россия в этой книге - это одно сплошное Лето Господне. Это благополучная, верующая, хлебосольная и исключительно изобильная страна. В России Шмелёва столы ломятся от разнообразной снеди, а большинство людей - добрые, богобоязненные и милые.


Совсем иная картина нарисована Шмелёвым в его другой знаменитой книге - антибольшевистской автобиографической эпопее "Солнце мертвых". Иван Сергеевич описывает время, которое он провел в крымской Алуште с 1918 по 1921 годы, когда во время красного террора был расстрелян его сын, белогвардейский офицер Сергей. "Солнце мертвых" - это книга о гибели русской земли, русского народа, русского неба. С приходом большевиков солнце над Россией умерло.

Из Крыма Шмелёв переехал сначала в Москву, а затем, с помощью Ивана Бунина, перебрался за границу - в Берлин, а затем - в Париж.



Рыцарь, поднявший меч на Дьявола

Иван Шмелёв по своей судьбе, да и по литературному таланту, напоминает своего тезку Ивана Бунина. Оба обожествляли дореволюционную Россию, оба ненавидели большевиков и оба написали антибольшевистские книги ("Солнце мертвых" Шмелева и "Окаянные дни" Бунина").

Однако, между двумя писателями есть существенная разница, и проявилась она после того, как Гитлер напал на Советский Союз.

Бунин сумел почувствовать, ощутить своим воистину русским писательским сердцем, что война идет не против большевиков, а против его народа. Несмотря на инсинуации последних лет (кстати сказать, в Яндекс-Дзене), обвинить Бунина в сочувствии немцам и в том, что он желал поражения СССР не получится при всем желании. Бунин категорически отверг нацистов, и Великая Отечественная война была для него войной русского народа против жестоких интервентов. Дневники Ивана Алексеевича времен войны полны восторга от побед Красной Армии.

В оккупированной Франции Бунин, с негодованием отвергший предложение о сотрудничестве в профашистской прессе, жил в нищете, голоде и холоде.

А вот Иван Шмелёв выбрал совсем иной путь. В 1941 году он принимает приглашение о сотрудничестве от газеты "Парижский вестник": эта русскоязычная профашистская газета издавалась на деньги немцев. Шмелёв живет в отличной квартире, посещает рестораны, у него есть служанка. Бывшие друзья, в том числе, Бунин, по сути дела, перестают для него существовать. Да они и знать его не желают, особенно после того, как Шмелев принял участие в молебне в честь победы немецкого оружия над русскими в Крыму.

Историк Сергей Мельгунов в своем дневнике от 27 июля 1941 года вспоминал о своем общении со Шемелёвым:


"Шмелёв так и говорит: с фюрером - Бог".


Однако, наиболее полно позиция Шмелёва времен войны отразилась в его письмах к возлюбленной - Ольге Бредиус-Субботиной. И, к сожалению, это была позиция идейного коллаборациониста, предателя Родины и народа.


22 июня фашистские полчища вероломно напали на СССР. Для Шмелёва же гитлеровцы - это Рыцарь, который поднял меч на Дьявола. "Великие страдания", которые предстоит перенести русскому народу, по мнению писателя, это своего рода очистительная жертва за "грехи большевизма".

Еще больший душевный мрак Шмелёв демонстрирует в письме от 9 октября 1941 года. В этом послании Иван Сергеевич сравнивает рвущихся к Москве фашистов со святым Сергием Радонежским.


Можете представить, что творилось в октябре 1941 года под Москвой. Наши солдаты - зачастую совсем еще юнцы - из последних сил, истекая кровью, держали оборону перед озверелыми полчищами обученных убийц. Но для Шмелёва среди эсэсовцев шагал в свою "вотчину" русский святой. А эта фраза "идёт разделка"... Можно ли упасть еще ниже?

Можно! 1 июня 1942 года Шмелёв объясняет своей возлюбленной, какие молодцы немцы, что угоняют русских в Германию (в рабство, фактически).


Какая подлая, отвратительная казуистика! Оказывается, уничтожая людей в трудовых лагерях, кормя их мерзлой ботвой, можно спасать их! И жены-героини благословляют своих мужей, которых под дулами автоматов грузят в вагоны и везут в Германию трудиться на благо Рейха, делать патроны, которыми "освободители" будут убивать их братьев, отцов и сыновей.

Даже в 1944 году, когда все уже было ясно, когда начала публиковаться информация о зверствах фашистов на оккупированных территориях, Шмелёв продолжал оправдывать Гитлера.

«Когда только конец сему безумию, в котором, одинолично, виновны, англичане-американцы... масонство... да, да! - и уж никак не немцы! Сколько раз немецкий фюрер предлагал, остерегал!..».

Предлагал, остерегал! Ну, просто душка какой-то!



Нищета и забвение

Коллаборантов среди русских белоэмигрантов было немало. Многие даже воевали на стороне Гитлера против бывших соотечественников. Однако, предательство Шмелёва выглядит как-то по-особенному неприятным. Вероятно, потому, что писатель-то выдающийся. Одно дело, когда на сторону истребительной силы, абсолютного, инфернального зла, переходит недалекий офицер, и совсем другое - философ-мыслитель весьма высокого уровня.

Кроме того, неприятно, что Иван Сергеевич использовал для обеления фашистов русскую культуру, "привлекал" на сторону гитлеровцев русских святых и самого русского Бога.

В 1944 году французские власти впервые предъявили Ивану Шмелёву обвинение в коллаборационизме. В 1946 году обвинение было озвучено повторно на фоне новых доказательств. США и Канада отказали писателю во въездных визах.

Последние годы своей жизни Иван Сергеевич тяжело болел, был беден и одинок. От него отвернулись практически все бывшие знакомые. Его бывший друг, журналист Марк Вишняк, так объяснял нежелание общаться со Шмелёвым:


Я не был свидетелем поворота Шмелёва в сторону Гитлера как освободителя России и не касаюсь этого прискорбного периода потому, что, кроме самоочевидного возмущения, он ничего, конечно, не может вызвать.


25 июня 1950 года Иван Шмелёв скончался. Перед смертью писатель завещал похоронить его в России.

26 мая 2000 года прах Шмелёва был перевезен на Родину и захоронен в некрополе Донского монастыря.

У России большое сердце. Россия умеет прощать.

Автор
Ещё один блог о кино
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе