Меры украшения

В последний день 1936 года через Колонный зал Дома союзов в советский быт после десятилетней опалы на вполне официальных основаниях вернулась новогодняя елка. О том, как благодаря елочным игрушкам традиция наряжать елку перестала быть буржуазным пережитком, рассказывает корреспондент "Власти" Майя Стравинская.

Празднование Нового года запретили с 1925 года. 1 января стало рабочим днем еще раньше, а потом упразднили и елку. И только в 1935 году советским гражданам снова разрешили наряжать деревья, а спустя два года показали, как это делать правильно: в самом центре страны, на елке в Колонном зале. 15-метровую ель потом демонстрировали в киножурнале "Советский Союз", и елочка "красивая, нарядная" пришла в каждый советский дом.

Власти применили проверенный временем прием: привычку, которая укоренилась в народе, использовали в новой системе, поменяв смысл и атрибутику. Сейчас бы мы назвали эту перемену идеологическим ребрэндингом. А десятилетний перерыв в праздновании Нового года можно воспринимать как расчетливый ход кремлевских политтехнологов.

Десятилетие "будничных" декабрей сделало свое дело. Оно было необходимо хотя бы потому, что в молодой советской стране должны были возникнуть новая мифология и новые герои, которые могли бы заменить волхвов и младенца. Но в случае с елкой эта смена породила самую, возможно, трогательную и человечную традицию советского времени. Елка стала частью советского масскульта, в которой идеология смотрелась больше наивной, чем агрессивной или устрашающей. И по значению и народной любви с советской елкой не может тягаться дореволюционная. За 70 лет выработался особый канон, по которому наряжали праздничное дерево несколько поколений.
 
В елочной игрушке поэтапно отразилась советская история, и в некоторых домах она до сих пор хранится в картонных коробках на антресолях, проложенная ватой и дождиком. В этой коробке самыми редкими и ценными по праву считаются довоенные игрушки. Только в 1937-м -- под новую инициативу партии -- были выпущены шары с изображениями Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Вероятно, ради таких политических игрушек Наркомпрос выпустил циркуляр, регламентирующий, куда и что следует на елке вешать. Пособие называлось "Елка в детском саду" (Учпедгиз, 1937 год). В нем помимо сведений о строении дерева ель до советских граждан доносилась важная информация: "Новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях". Наркомпросовцы позаботились о том, чтобы дети знали своих героев. Рядом с ватными зайками предлагалось вешать картонную игрушку, которая изображала героя-пограничника Карацупу с собакой Ингусом. Красноармейцев и пионеров следовало вывешивать "на передовую" -- в средний ярус ели.

Циркуляр умалчивает, куда следовало помещать стеклянную копию Дзержинского, хотя известно, что такая игрушка была. Популярной была и тема освоения Заполярья -- белые медведи с закутанными первопроходцами изображались не иначе как с красным знаменем с надписью "СССР". Часто сюжеты и образы героев художники и ремесленники черпали из речей вождя. Например, хоккеисты и циркачи появились на советских елках после выступлений товарища Сталина, который обмолвился о важности соответствующих занятий.

В основном елочные игрушки того времени делали из прессованной ваты и картона (так называемые дрезденские: плоские двусторонние блестящие картонки впервые появились именно в этом городе). Но были и свои, сугубо советские изобретения: перегоревшие лампочки раскрашивали и вешали на елку, а самодельные снежинки обрастали инеем в соляном растворе. На довоенной елке такие дешевые игрушки могли соседствовать со стеклянными шарами, которые по тем временам стоили очень дорого.

Игрушки военного времени также отражали реалии. Есть свидетельства, что на военных елках висели миниатюрные пистолеты, парашютисты и красноармейцы. Во время войны новогодние открытки использовались в пропагандистских целях. Например, на знаменитой открытке 1942 года Дед Мороз с трубкой наподобие сталинской в одной руке и пулеметом в другой стрелял по фашистам. Причем на мешке с подарками почему-то был нарисован американский флаг.

В послевоенное время из отходов военного производства лепились каркасы для елочных игрушек. На заводе "Москабель" делали сложные елочные украшения -- в красной звезде помещались серп и молот. В 1950-х начали выпускать игрушки по новой технологии -- на прищепках. Появились новые темы и сюжеты. Например, набор елочных украшений "15 республик -- 15 сестер" включал фигурки девочек в национальной одежде. Еще в 1936-м после выхода на экраны страны фильма "Цирк" в продаже появились негритята, в 1950-х к ним добавились представители других рас. Так на елке отражались идеалы братства между республиками и идеи интернационала.

В конце 1950-х популярной стала космическая тема. Бесчисленные космонавты, ракеты и спутники свисали в то время с еловых веток. Ракеты даже потеснили кремлевскую звезду с верхушки. На новогодней открытке 1957 года художник изобразил Деда Мороза, следящего за полетом ракеты и спутника.

Фильм "Карнавальная ночь" подарил советской елке одну из самых любимых игрушек -- часы, на которых всегда было без пяти двенадцать. Одновременно при Хрущеве стала популярной сельскохозяйственная тема -- на хвойных ветках покачивались початки кукурузы.
 
История советской елки -- это честная история. Ведь в том, что на елку попадали комсомолки и космонавты, герои-пограничники и прочие персонажи, никто не усматривал госзаказа. Это были приметы времени -- милые, глупые, трогательные. Это, в сущности, удивительно наивно и честно -- взять и повесить на елку то, что видишь в жизни. Что-то подобное делали люди в доисторические времена, рисуя в пещерах окружающий мир. Советская елка, несмотря на всю свою идеологизированность, на самом деле была порождением самого что ни на есть детского сознания.

Сейчас эта наивность прошла. Российская елка, как и во всем мире, перестала быть культовым предметом, а стала календарной приметой. Современное убранство -- однотонные шары, бантики, гирлянды -- не выражает ничего и подвластно только моде. А было бы забавно, если бы под Новый 2007 год мы развешивали на елке мобильные телефоны из дутого стекла или айподы на прищепках, а между икеевскими одинаковыми шариками качались бы стекляшки с портретом гаранта Конституции. Такого, наверное, уже никогда не будет. Хотя кто знает.

Майя Стравинская

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе