Лицо камня

Когда-то в строительной бригаде был такой разговор. «Пойдем дороги мостить диким камнем, - предлагал подвыпивший мастеровой человек. - Ничего, научишься. Надо только лицо камня знать». «А что такое «лицо камня»? - удивился я. Строитель взял из-под ног булыжник и показал боковину с характерными прожилками, по которой надо ударить молотком, чтобы кругляк расселся на равные части. 

Это поэтическое определение, помнится, меня сильно удивило. Нет ничего мертвее булыжника, а тут, оказывается, у него еще и лицо есть. С тех пор я стал собирать разные сведения о жизни камней. Оказалось, что среди самых простых глыб немало таких, что имеют свои собственные имена. И даже в современных деревнях еще нет-нет да и услышишь рассказы о камнях-идолах, местных до-христианских божках. В Мышкине краевед Олег Карсаков однажды в библиотеке сделал занимательный доклад об огромных валунах необычной формы на речках Юхоти и Корожечне. А у речки Сутки два таких валуна. На одном, как говорит местное предание, в старину лунными ночами можно было увидеть сидящую русалку. 


Каменный гриб у храма Тихвинской Божией Матери в Рудиной Слободке, как считало здешнее население, исцелял от болезней. Священник в конце концов велел удалить отсюда бесовский камень. Потом, когда и церковь давно закрыли, уже в советские времена за камнем присматривала семья Гусенковых. 

Как-то раз в Мышкине у музея я присел покурить на этот невзрачный серый гриб. «Ты что делаешь? Это же «дядя Яков»! На нем сидеть нельзя - накажет!» - остановили меня краеведы. А кто-то пошутил, что этот божок и от радикулита может исцелить. И рассказали, как уже не священник, а председатель колхоза боролся вот с таким «дядей Яковом». Хотел его даже трактором своротить. Но бабушки все встали стеной на защиту. 

И более простые валунчики любят в деревнях. Так и называют место: «у камня» или «у камушка». В мышкинской деревне Тараканово, недалеко от избы умершей знахарки Мухиной, как шагнешь по берегу к Волге, у камушка ревнивец, кавалер с вигоневой фабрики из поселка Волга, зарезал в тридцатые годы здешнюю девушку. Про это местные жители и песню сложили: «И лежит она возле камушка, вся истерзана Колькой своим». Споют и сообщат шепотом, что кровавые перевязки с зарезанной на этом же камушке лежали. 

«Взгляни, как злобно смотрит камень, в нем щели странно глубоки, под мхом сверкает скрытый пламень»? А эти энергичные стихи Гумилева вряд ли были навеяны каким-то «дядей Яковом». Тут речь идет о настоящих камнях-богах, каких, кстати, немало сохранилось в нашей области. На одних при свете луны сидит водяной, вылезающий из ручья. Другие будто бы раскрываются по ночам, и из них выходит человек, а к утру снова облекается минеральной оболочкой. Самый известный из них, наверное, у Переславля, на берегу Плещеева озера. Синий, как его называют. Весь избитый, покорябанный туристами, тут же и винные возлияния часто совершались. По древнему поверью, Синий камень обладает волшебной силой. Мне удалось разыскать заговор, заклинающий эту силу: «И сколь крепок и жесток синий камень в окияне-море, не крошится, не колется, не родится и не котится, и столь крепок и жесток будет мой заговор?» 

Об этой достопримечательности нередко пишут в прессе. О том, например, что он будто бы может двигаться: как его ни закапывали, Синий камень все равно выходил на свободу. Недавно о похожем случае мне рассказала библиотекарь Ирина Орлова. В родной ее мышкинской деревне Ивцино у крыльца одного дома вместо нижней ступеньки лежал камень. Потом стали замечать, что он начал выступать из-под земли так, что приподнял крыльцо избы. Когда его стали вырывать, то пришлось прибегнуть к технике: оказалось, что это громадный валун. Еле-еле выворотили и отвезли на чистое место, где его облюбовали для своих игр деревенские ребятишки. 

В Угличе с давних пор были зафиксированы данные о местной достопримечательности - про Петушиный, или Петухов, камень. На нем по ночам будто бы появлялся таинственный петух и пением своим всегда предвещал горожанам какое-либо несчастье. Так было здесь и перед убийством царевича Димитрия. В советские годы, когда боролись против суеверий, Петухов камень был расколот и употреблен на строительство. Однажды, расспросив у местных музейщиков, где это историческое место, я решил побывать там. А позднее услышал и другую версию - о том, что от постамента провозвестника беды кое-что уцелело. 

Валуны, обладающие своим лицом и именем, умеют и скрываться от людей. Так, например, учитель истории из некоузского поселка Волга Николай Арсеньевич Сахаров рассказывал мне о таинственном камне по имени Мардас. О нем уцелели упоминания еще в документах XVIII века. А позднее он куда-то исчез: сколько местные краеведы ни искали, не смогли найти. 

А в Большом Селе вам расскажут о Тихоновом камне. Любопытно, что еще лет 20 - 30 назад народная молва о нем хранила молчание, хотя сведения, в том числе и письменные, сохранились с глубокой старины. 

В конце XVII века неподалеку от речки Молокши местный крестьянин пошел в лес за грибами. Саженях в ста от дороги находился большой дресвяной валун. И на нем грибник увидел большую икону, неизвестно как здесь объявившуюся. В центре на ней был изображен святитель Тихон Анафутский. Мужичок встал на колени и, помолясь, отнес чудесную находку домой, в деревню. Общенародно решили после совершения крестного хода отнести образ в храм Николы на Молокше. А место у Тихонова камня преобразилось. Здесь срубили деревянную келью. В начале XIX века в ней поселился подвижник из здешних крестьян Киприан Бовин. 

Но уже через полвека дорога к Тихонову камню заросла, крыша на ветхой келье провалилась. Только дождевая вода, собиравшаяся в углублении, как прежде, не пересыхала даже в жару. На камне высечены три креста и ступени, без которых на него было не взобраться. Прошло с тех пор еще сто лет. И о Тихоновом камне, как говорят большесельцы, все забыли. Он точно затаился в лесу, и только несколько православных, сохранивших веру, знали, как пройти к святому месту. Они-то и показали тайную тропу туда, когда началась перестройка. В последние годы сюда приезжают и паломники, и экскурсанты. 

С тех пор, как услышал я впервые на стройке о лице камня, лет двадцать в наших местах больше не доводилось слышать о каком-либо хозяйственном использовании дикого камня. А ведь еще и люди моего возраста помнят, как у речки Каменки булыжник складировали штабелями. Когда, кроме мощеных дорог, иных здесь не было, огромные валуны разбивали кувалдами. Я не раз разговаривал со стариками, которые в молодости, в послевоенные годы, били камни. Улицы были в Мышкине вымощены булыжниками не просто так, а как бы проконопачены мхом - для крепости. 

А то идешь, бывает, по берегу от села Поводнева к Мышкину: между голышей в песке - два каменных диска. Омытые водой, они за-блестели ярко-мясным цветом. Отшлифованы на удивление. Но даже пошевелить их не под силу - такие тяжелые. Это жернова от старинной мельницы. У дома старого волжского шкипера Сакурова один такой жернов и сейчас лежит перед входом на крылечко. 

А присядешь на том же берегу над разноцветной галькой, тут и вовсе дармовой антиквариат может подвернуться. Вот шоколадного цвета, будто бы костяшка от счетов. Местные знатоки уверяют, что такие просверленные поделки наши предки надевали на веретенца аж в XII веке. А другие вам скажут, что это грузило от старинной рыбацкой сети. 

С недавних пор в лицах камней научились разбираться и новые русские. В телесериалах замелькали элитные строения с арками из дикого булыжника, такие же заборы и прочие дачные принадлежности: дорожки и мощеные дворы. За материалом эти строители из экономии далеко не ездят. Стараются найти где-нибудь поблизости. А то внаглую разбирают и разные заброшенные строения, не брезгуя даже клумбами. 

Комбайнеры прежде говорили, что в полях камни точно растут - каждую весну вылезают наверх, засоряя почву. В некоторых областях научились даже сбывать такие подземные урожаи. Этот стройматериал и стоит, кстати, недешево. Чтобы вымощенный кругляшами двор гляделся уютно, надо уметь не только колоть камень, но и со вкусом подбирать его по цвету. Например, очень красиво после дождя смотрится розовый булыжник в соседстве с синим. Этот природный материал, похоже, никогда не устареет и не потеряет своего лица. 

Николай СМИРНОВ, Мышкин.

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе