КОЛЕСО ФОРТУНЫ

В истории дворцовых переворотов гвардейские полки играли не последнюю роль. И это обстоятельство для царевны Елизаветы Петровны сыграло решающую роль.

ШУБИНЫ

В 30-е годы XVIII века, будучи еще совсем молодой девушкой, дочь Петра I Елизавета Петровна, проживала с небольшим двором вдали от столичной жизни в селе Покровском и Александровской слободе, где вела простую деревенскую жизнь. В этот период началось ее сближение с будущими первыми лицами государства - братьями Шуваловыми, Воронцовыми и гвардейскими офицерами. Все они были молоды, строили планы на будущее, но каждому судьба предначертала свой путь.

Среди гвардейцев оказался Алексей Яковлевич Шубин (1707 - 1765). Предки его имели общие корни с воеводой Акинфом Федоровичем Шубой, служившим у князя Владимира Андреевича Серпуховского и жившим в середине XIV века в селе Шубине, где имелась церковь святых Косьмы и Дамиана. На этом месте сейчас располагается современная московская улица Малая Дмитровка.

В боярском указателе Шубины значатся как стряпчие и дворяне московские.

С начала XIX века дом под номером 12 на Малой Дмитровке принадлежал роду Шубиных, о чем говорят записи в метрических книгах церкви Косьмы и Дамиана.

Совершенно очевидно, что пошехонский дворянин Яков Нехороший Шубин в 1635 году был совладельцем села Шубино.

Пошехонские Шубины произошли от «Грязного» и его сына Григория, которому была дана ввозная грамота на поместье Ордино на реке Ухре в Бояршинской волости Пошехонского уезда.

Дед Алексея, Михаил Александрович, и отец, Яков Михайлович, тоже были пошехонцами. Такова предыстория Шубиных.

ФАВОРИТ

Свою службу Алексей Яковлевич начал в Семеновском полку солдатом в 1721 году, в 1729-м произведен в сержанты, затем - в прапорщики.

В это время Шубина назначают для присмотра за царевной. В ее свите в селе Покровском он числился пажом. Красавец придворный быстро приобрел особое расположение Елизаветы. «Я не в своей мочи огонь утушить, сердцем болею, да чем потушить», - признается она Шубину.

Опасаясь заговора и близких отношений молодых людей, Анна Иоановна отправляет Шубина из Александровской слободы в отдаленный гарнизон в Ревель (Таллин). Страдая от одиночества, в одном из писем к Шубину с сердечной болью Елизавета писала: «... Легче б тебя не знати, нежели так страдати всегда по тебе».

В 1731 году последовал указ об аресте Шубина. Его привезли в Петербург, где он содержался в тесной камере Шлиссельбургской крепости. Затем с большими предосторожностями, втайне, под чужим именем Шубина ссылают в Сибирь, затем на Камчатку.

Елизавета страдала о любимом, писала ему жалобные стихи, одно из них называлось: «Элегия на отъезд в Сибирь друга, некстати оттуда вернувшегося».

ПЕРЕВОРОТ

После смерти Анны Иоановны у Елизаветы Петровны и ее окружения созрел план захвата власти. Главным непосредственным исполнителем этого плана была рота солдатов-гвардейцев во главе с Максимом Андреевичем Нагибом - сыном священника Муромского уезда Владимирской губернии. Был он высокого роста, красив собою, обладал огромной силой, веселый нравом, общительный, совсем не глупый человек. Нагиб пользовался особой любовью среди гвардейцев и доверием у начальника.

В назначенное время Нагиб забирает Елизавету из Смольного дворца, и заговорщики в количестве 40 человек следуют во дворец. После ареста царственной семьи Нагиб сопровождает их в Холмогоры. Дорога была неблизкой. Когда он вернулся, то все участники переворота уже были награждены чинами, наградам и поместьями.

Среди преображенцев отличился Василий Иванович Чернев. С 1734 года служил он солдатом и гренадером, был в разных походах, а при вступлении на царствование Елизаветы оказал «особливую верность», за что и награжден был российским дворянством и записан в родословную книгу Ярославской губернии. В 1743 году получил патент от самой императрицы, чин поручика и лейб-компании гренадера. В 1762 году из секунд-майоров был пожалован премьер-майором.

Его имение Лихачево находилось в Холмецкой волости Ярославской губернии рядом с селом Холм Огарев. Лихачево после смерти Василия перешло подпоручику Ивану Васильевичу и по разделу его брату подпоручику Дмитрию Васильевичу. В имении находился господский деревянный дом со строениями и землей в 100 десятин.

Не остался без награды и Нагиб. Он получил чин полковника и две деревни близ его родных мест. Находясь уже в отставке, жить на глазах своих знакомых в новых поместьях барином он не захотел. Женившись на пошехонке, он уехал в Ярославскую губернию и там проживал до самой смерти. Невостребованные деревни вновь перешли в казенное ведомство.

УЯЗВЛЕННОЕ САМОЛЮБИЕ

Елизавета после смерти Анны Иоановны добилась от Бирона, а затем от Анны Леопольдовны указа об освобождении Шубина. Его долго не могли найти, но к моменту воцарения Елизаветы, отыскали на Камчатке.

Как причудливо поменялась судьба! Былая красота несколько померкла от пребывания в суровых краях, к тому же сердце Елизаветы было занято другим - придворным певчим Алексеем Разумовским. К Шубину же как к любимому мужчине интерес был потерян, и ему трудно уже было рассчитывать на взаимные чувства.

Но Елизавета была великодушна. Как невинно пострадавший, Шубин получил чин майора в лейб-гвардии Семеновского полка и соответствующий чин генерал-майора в армии, ему были пожалованы орден Александра Невского и поместье Рабатка в Нижегородской губернии, где, как отмечает современник, в 1744 году в звании генерал- поручика «он и схоронил свое разочарование».

ОТВЕТСТВЕННОЕ ДЕЛО

Интрига увлекательных событий заключалась еще в том, что история не оставила нам точных сведений, говорящих о месте захоронения и обстоятельствах смерти Шубина.

Где же похоронен Шубин? Здесь интересны подробности.

Известно, что Шубин жил с женой Анной Лукиничной Захарьевой, и оба они, как я понимаю, скончались в одно время - 16 февраля 1765 года. В Порецком стане Ростовского уезда за женой значились деревни Хвостово, Никольское, Горки и поместье Душилово.

Кроме имений в Ярославской губернии, у Шубина оставались имения, жалованные Елизаветой Петровной в Александровском и Переславском уездах Владимирской губернии.

Родословная свидетельствует о том, что Шубин в Рабатке любил бывать в летнее время, а похоронен в имении Курчаниха Александровского уезда.

Наследниками после смерти родителей стали сыновья: полковник Алексей Алексеевич (1723 - 1794) и лейб-гвардии капитан Иван Шубин (1755 - до 1785). Алексей умер бездетным, похоронен в Лукиановской пустыни Александровского уезда, а Иван со своей женой Татьяной Ивановной Майковой продолжили свой род, представители которого оставили заметный след в истории Ярославского края.

Увлекательный поиск продолжается.

Александр БЕКЕЕВ

Золотое Кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе