"Паны" с озера Неро
Изучение источников по фольклорной традиции Ростовского края XIX-XX вв. показало, что существовали народные легенды, имевшие схожий сюжет. Так, в д. Гусарниково Ростовского уезда во втор. пол. XIX в. А.А. Титовым было записано сказание о располагавшихся в окрестностях этого селения курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Деболовское городище, бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты, насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища.
Аналогичные мотивы зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же уезде с. Деболы. Местные предания сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу. Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» – великанах.
Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в с. Деболовское (Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения, дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и рыболовством. Факт фиксации аналогичного произведения в недавнем прошлом может объясняться как устойчивым бытованием устной традиции.
Гусарниковским и Дебольским преданиям существуют множественные аналогии у ближайших финских народов центральной России содержащие сходные мотивы (огромный рост и сила «панов»-предков, перекидывание молотов с «городища» на «городище»).
Эти аналогии говорят за единые корни фольклорных традиций и за факт существования в древности единого этно-культурного источника.
Затрагивая вопрос о персонажах, перекидывавших друг другу на дальние расстояния топоры и орудия труда, отметим широкое существование данного мотива в русской народной культуре различных регионов Поволжья XIX-XX вв.В частности, в регионе Верхней Волги аналогичные реалии обнаруживают сказания о великанах, которые, как и «паны», наделялись «гиперболическими» и «асимметричными» признаками и ассоциировались с аборигенами края.
Сюжет с метании предметов великанами-предками имеет широкое распространение, от Пскова до Чувашии и от Оки до западной Сибири
Великаны из Судомы
Псковская легенда о Золотой цепи на горе Судома гласит, что в далекие времена проживали на ней три великана: мать, отец и дочь. Мать звали - Судома, отца - Лобно, а дочь - Степулиха. Они защищали свою землю от врага с помощью огромного каменного топора. Когда недруги наступали на их землю они, перебрасывая топор друг другу обороняли свое жилище. Один раз при боевой схватке, топор у одно из великанов соскользнул с рук и канул в бездну озера. Тогда, Судому прошептала заклинание, и они все превратились в большую гору.
Разбойник с Чора паттар сарчё
В Чувашии этнографом И. И. Одюковым записано легендарное предание о Чора-батыре. Жил он 300—400 лет назад на правом берегу Волги напротив Маслова острова в дремучем лесу на холме, который ныне называется Чора паттар сарчё. Были у него два сообщника. Они жили на левом берегу: один на Амаксаре, другой на Хырту — Сосновой горе. Они грабили купеческие суда на Волге. У них был единственный большой топор. Они перекидывали его друг другу через Волгу. К сожалению, в этом предании о деяниях персонажей сказано очень скупо, но в нем мы так же встречаемся с широко распространенным мотивом перекидывания топора, характерным для легенд древней героической эпохи.
Богатыри с Светлого озера
В угорской Западной Сибири в Томской области есть сходная легенда о богатырях Светлого озера. Среди местного населения ходит легенда. В давние времена жили здесь на мысах богатыри. Пользовались они одним топором, который перекидывали друг другу с мыса на мыс. Кричал один богатырь другому: «Дай топор», и летел топор вёрст 8-10. Жили они в мире и согласии. Никто не помнит, из-за чего возник сыр-бор. Но сошлись богатыри в смертельной схватке и погибли все. И тогда жёны похоронили их в болотах. Где похоронены богатыри, там грива лесная появилась. 3 дня и 3 ночи женщины оплакивали своих мужей, и наплакали целое озеро. Назвали потом это озеро Светлым.
Отождествление древних предков, легендарных родовых князей с великанами, мотив перебрасывания ими топорами связывают мерянские, чудские и чувашские этнографические свидетельства с древними эпическими традициями, бытовавшими у древних марийцев и коми.
Марийские князья - великаны
Согласно текстам Е.С. Филимонова, бывшего земским статистиком Вятской губернии, в 19 веке на Вятке было записано историческое предание о появлении земледелия при марийских князьях Алтыбае, Урсе и Ямшане, живших в граде Буртеке. Князья были настолько сильны, что перекидывали друг другу топоры на расстояние пяти верст.
О таком же сюжете рассказывают в своих работах историк М. Худяков и писатель Николай Васенев.
В 1930-х годах довольно интересный вариант такого же мифа записан марийским этнографом А.М. Бердниковым в Малмыжском районе: лес под пашню раскорчевывался под руководством древних князей, называемых "онарами", они перебрасываи друг другу топоры за пять верст, и после их смерти наступил голод, мор, начались нападения врагов.
Произведение приравнивает древних вождей к великанам-онарам, которые по легендам первые освоили землю после потопа.
Родовые вожди Коми
Похожие мотивы есть в фольклоре коми-пермяков - о двух родовых вождях братьях-богатырях Пале и Коче, которые состязаясь в силе перекидывали с горы на гору топоры. Также эти мотивы
присутствуют в рассказах о духах леса, о иньвинских богатырях.
Как правило такие предания о состязаниях богатырей у марийцев и коми-пермяков бытовали, как и в случае с мерянскими "панами", вблизи древних городищ и крепостей. К примеру их фиксировал в конце 19 века этнограф А.А. Спицын у реки Молома среди обрусевшего населения Кировской области - местность, считавшаяся жилищем богатырей, называлась Шабалинское городище.
Таковы и мотивы легенд, записанных у марийцев Яранского района Кировской области, Горномарийского района Марий Эл: два брата богатыря Йоласале и Нужанале приглашают друг друга в гости, перебрасывая топоры.
Итог
По своему происхождению все выше перечисленные легенды - явно объединены одними финскими мифологическими мотивами.
Легендарные князья - первопредки жили вместе со своим народами задолго до прихода Рюриковичей и татарского нашествия. Их резиденции сохранились до нашего времени как крупные городища раннего железного века. Наши народы осваивали леса от Волги и Оки до Камы и Урала, раскорчевывали их под пашню. Князья перекидывали друг другу топоры, оказывая помощь, за несколько верст.
Эти легенды сходны с наиболее ранними финскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно что, художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.
Князья-великаны трудятся вместе с народом, являются идеалом в его восприятии, потому в их характеристике может использоваться выражение - великан - князь.
Автор Iogai Vese
Использованная литература:
1 - «Паны» в устной традиции русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.: историко-этнографические основы и параллели. А.В. Киселев
2 - Газета "Нарымский вестник" Озеро Светлое (с. Новосельцево)
3 - Предания о жизни, быте чувашского народа и социальных потрясениях XVI-XIX веков
4 - Акцорин «Прошлое марийского народа в его эпосе»
Интересные факты истории