Каким был национальный состав Учредительного собрания

Состав Учредительного собрания показывает не только политический, но и национальный срез политики того времени. Русские – 48% парламента – были единственными, кто не имел на выборах нац-партий. Евреев в УС было в 3 раза больше, чем их пропорция по стране. Самой интеллигентской фракцией в парламенте стала мусульманская.

Революция 1917 года (причём обе Революции) была не только политической, но и национальной, для неё характерны подъем самосознания входивших в состав империи народов, оформление национальных партий, рост автономистских, федералистских и сепаратистских тенденций, территориальный партикуляризм и пр.

На примере выборов в Учредительное собрание (УС) хорошо видно, как протекало формирование национального самосознания на обломках «тюрьмы народов».

В выборах в УС участвовала 31 национальная партия. По данным Всероссийской избирательной комиссии, в гражданских избирательных округах были заявлены 134 национальных социал-демократа, 31 национальный эсер, 160 национальных трудовиков, 385 национальных демократов. Таким образом, самое большое представительство националистов было в среде нацдемов (что логично), а также правых социалистов (трудовиков).

На выборах в УС национальные списки собрали около 10% общего числа голосов. Проще говоря, те или иные формы национализма в бывшей Российской империи разделяла десятая часть населения (это без Польши и Финляндии).

Поскольку в дореволюционной России графы «национальность» в официальных документах не было (заменял пункт о вероисповедании), национальность депутатов при исследовании этого параметра определялась по совокупности признаков (фамилия, имя, отчество, место рождения и жительства, вероисповедание и пр.).

В итоге в УС вошли представители свыше 30 народов, в т.ч. 372 великоросса, 138 украинцев, 81 еврей, 18 казахов, 16 армян, по 15 белорусов и латышей, 14 поляков, 12 грузин, по 11 азербайджанцев и башкир, 10 татар, 9 эстонцев, 8 узбеков, 6 немцев, по 5 чувашей и молдаван и т.д. Представительство в парламенте имели и такие малые народности как вепсы, коми, карелы, мордва, якуты, лезгины, курды, осетины.


Теперь можно посмотреть, как соотносилось число депутатов той или иной национальности в УС с их пропорцией от общего числа в составе населения России.

Оба крупнейших восточнославянских народа – русские (великороссы) и украинцы (малороссы) были представлены в УС числом депутатов, отвечавшим их удельному весу в общей структуре населения: великороссы – 48% депутатов (по переписи 1897 года – 47,8% населения), украинцы – 18% (19%).

Показательно, что не менее трехсот депутатов-русских (до 80%) прошли от великорусских губерний, остальные – от инонациональных территорий и от фронтов. Русские были доминирующей этнической группой и притом единственной, которая на выборах не выдвинула национальных списков общероссийского характера. То есть национализм как таковой среди русских в 1917 году отсутствовал (Блог Толкователя писал на примере публициста Меньшикова, как при демократии националисты и черносотенцы радостно перешли в социалисты). Зато при демократии русские продемонстрировали большое желание к созданию политических партий.

Длительное сосуществование в рамках могущественной империи не сформировало у титульной нации негативного отношения к другим народам страны. В нём не было ярко выраженного «образа врага». Примечательно, что в обстановке войны с Германией русские немцы, которых насчитывалось до 2 млн. человек, имели возможность выставить своих кандидатов в 9 избирательных округах. При этом не отмечено случаев открытой антинемецкой агитации или ущемления их прав.

Единственным непартийным депутатом от великорусских губерний был нижегородский архиепископ Сергий, прошедший благодаря соединению голосов прихожан с кадетами и старообрядцами. В Киеве не удалось достичь блокового соглашения между русскими националистами во главе с В.В. Шульгиным и кадетами – в результате и те и другие не получили ни одного из 22 мандатов по этому городу.

Для русского избирателя вопрос о национальной идентичности не стоял. Иное дело – для других народов России. Для них самоопределение становилось первичным условием решения прочих проблем. Голосование за «своих» было свойственно всем малым народам России.


Самым крупным национальным конфликтом того времени был «украинский вопрос» – противостояние Временного правительства с Украинской Центральной Радой. Как итог, по Украине в целом украинские национальные списки, партийные и беспартийные, собрали около 60% голосов, в т.ч. в Киевской губернии – 76,9%, на Волыни – 70%, в Подолии – 77,6%, заметно понижаясь на Левобережье. Из 131 мандата от украинских губерний 86 получили украинские социалисты, в том числе 76 украинских эсеров и 10 украинских социал-демократов. Кроме того, от фронтовых округов были избраны 9 украинских эсеров и социал-демократов. Лидерами первых были М.С. Грушевский, В.А. Голубович, Н.Н. Ковалевский, лидерами вторых – В.К. Винниченко, Н.В. Порш, С.В. Петлюра.

Всего же 110 депутатов-украинцев были избраны от Украины, что составляло до 80% всех депутатов украинской национальности. Остальные украинцы прошли от общероссийских партий: большевики В.А. Антонов-Овсеенко, Н.И. Подвойский, Г.И. Петровский, П.Е. Дыбенко, Н.В. Крыленко, эсеры Е.К. Брешко-Брешковская, К.С. Буревой, Ф.М. Онипко и др. И у большевиков, и у эсеров украинцы составляли 9-10% членов фракций.

В свете современных межэтнических коллизий вокруг Крыма уместно отметить, что по списку украинских эсеров и селян-хлеборобов от Таврической губернии в ВУС прошел только Н.В. Салтан, тогда как по списку общероссийской ПСР были избраны украинцы В.Т. Бакута и П.Н. Бондарь. Украинцами были выставлены непартийные списки в Поволжье, на Северном Кавказе, в Приамурье, но успеха они не имели.

В Петрограде украинские депутаты получили жесткую установку из Киева: при открытии Учредительного собрания огласить декларацию о том, что оно (УС) должно ограничиться провозглашением принципиальных основ государственного и социального устройства России как федеративной республики, после чего покинуть его. Все остальные вопросы должно было решить Украинское Учредительное собрание, выборы которого были назначены на январь 1918 года.

Многолюдной и многосоставной группой были мусульмане. Они выдвинули 48 самостоятельных или блоковых кандидатских списков в 29 избирательных округах. Всего по этим спискам в Учредительное собрание прошли 62 депутата. Территориально они распределены так: ВолгоУральский регион – 21, Средняя Азия – 14, Казахстан и Кавказ – по 13, Крым – 1. В этническом отношении это были 17 казахов, 11 азербайджанцев, по 10 татар и башкир, 8 узбеков, по 2 лезгина и осетина, 1 курд, 1 каракалпак. Мусульманское представительство заметно выросло бы при завершении выборов в Средней Азии, на Северном Кавказе и в Степном округе, на обширных пространствах Акмолинской и Семипалатинской областей (они там так и не успели пройти).


Подавляющее большинство мусульман были деятелями национальной интеллигенции: юристы, врачи, инженеры, журналисты и т.д. Более половины их обучалось в российских и заграничных университетах; по уровню образования мусульмане превосходили все фракции, кроме кадетов. Это обстоятельство представляется знаковым. Мусульмане идентифицировали себя не через политику, а через культуру, прежде всего. Степень консолидации у них была выше, чем у других конфессий и этносов, она была во многом подготовлена культурно-просветительной деятельностью джадидизма. После Февральской революции складывался своеобразный союз всех демократических элементов в мусульманском движении – от либералов до эсеров, готовых принять любую государственную власть, пока она не вторгается в сферу шариата.

По социалистическим спискам прошли только 12 мусульман, еще 9 были избраны по общемусульманским спискам в округах, где социалисты не выдвинули свои списки. Вместе взятые, социалисты составляли около трети мусульман-депутатов. Лишь двое (Н-Х. Тюряев и К. Ходжаев) прошли по списку ортодоксов-исламистов Ферганской области.


(Результаты выборов в Учредительное собрание по Петрограду)

На фоне пропорционального русско-украинско-мусульманского представительства удельный вес еврейства был выше. Евреи превышали 10% общего числа депутатов УС, хотя в структуре населения России составляли лишь 3,3%.

Летом 1917 года Всероссийский сионистский съезд в Петрограде постановил всюду выставить национально-еврейские списки и лишь в исключительных случаях блокироваться с партиями не правее народных социалистов. С целью этнической консолидации еврейства был образован Еврейский национальный избирательный комитет, включивший сионистов и религиозные еврейские партии. Ему противостояли еврейские социалистические партии Бунд, Поалей-Цион, Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия. Всего по стране еврейские списки, партийные и непартийные, собрали 659 тысяч голосов, что позволило провести 7 депутатов (судьба одного мандата от Бессарабии не выяснена). Все они прошли от Еврейского национального комитета, и все были избраны в Черте оседлости, где тогда проживало 94% российских евреев. В цветах российского политического спектра они позиционировались как либералы, близкие к кадетам. На долю же еврейских социалистов досталось лишь 100 тысяч голосов, распыленных между двумя десятками кандидатских списков.

Но вдесятеро больше (свыше 70-ти) евреев избралось в УС от нееврейских партий. Почти все евреи-депутаты были социалистами, взяв фактический реванш за поражение в бывшей Черте оседлости. Этим успехом они обязаны своему влиянию в соцпартиях, где их удельный вес был велик.

В Эстляндии все 8 депутатов были эстонцами, и даже большевики провели своих депутатов под флагом Эстляндского областного комитета партии. Иную картину явила Белоруссия, в которой национальные списки суммарно набрали менее 10 тысяч голосов из трех с лишним миллионов.

Самой интернациональной была большевистская фракция. В ней русские составляли 51%, евреи – 18%, украинцы – 9% и т.д. Состав эсеров (правых, центра и левых) был более русски»: великороссы – 67%, евреи – 10%, украинцы – 9,5%, белорусы – 4%.


С другой стороны, представляет интерес этническое «тяготение» к партиям. Среди русских по рождению депутатов 241 были эсерами (65%), 92 большевика (25%), 18 кадетов (5%); среди украинцев – 85 украинских социалистов (62%), 36 эсеров (26%), 17 большевиков (12%); среди евреев были 35 эсеров (42%), 33 большевика (41%), 2 кадета (2,5%), 12 – от национальных (не обязательно еврейских) партий и списков (14,5%).

Цифры: работа Леонида Протасова «Депутаты Всероссийского национального собрания: этнонациональный аспект» (Научные ведомости Белгородского университета, 2008, №1).

+++

Ещё в Блоге Толкователя об истоках демократизма в России и истории начала ХХ века:

Программа Блока Евросоциалистов


Вэлфер, вступление России в Евросоюз, налоги 85% на сверхбогатых, национализация сырьевых отраслей, профсоюзы, свобода – это лишь небольшая часть программы, с которой Блок Евросоциалистов шёл на выборы в Координационный Совет

***

Что и сколько читали в царской России


В первой половине XIX века Россия представляла собой интеллектуальную пустыню: в лучшем случае тиражи книг составляли сотни экземпляров, и те распродавались годами. Но даже в начале ХХ века тиражи умных книг были максимум 10-15 тыс., а самым популярным был лубочный писатель Матвей Комаров.

+++

Как начиналось марксистское движение в России


Борис Горев (Гольдман) – один из основателей организованного марксизма в России, впоследствии видный меньшевик. В своих записках он рассказывает, как в 1896 году возникла первая марксистская организация «Союз Борьбы», сразу же поднявшая рабочих на борьбу.

***

Приезд Герберта Уэллса в Россию в 1914 году


В России хорошо известно о поездке английского писателя-фантаста в нашу страну в 1920 году, по итогам которой он написал весьма критическую книгу «Россия во мгле». Но это была не первая поездка Уэллса в Россию – в ней он побывал в 1914-м и увидел хоть и серую и холодную страну, но переросшую самодержавие и архаическую казёнщину.

Толкователь

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе