Императорский поезд против законов физики

Железнодорожная катастрофа у станции Борки, произошедшая 17 октября 1888 года, взбудоражила всю Российскую империю.

Ведь авария произошла не с обычным поездом, а с императорским! В одно мгновение страна могла лишиться и своего государя, и всей его семьи. Но беда миновала. Во многом, благодаря силе и храбрости российского императора. Правда, в этой катастрофе погиб самый главный и преданный друг российского государя


Авария императорского поезда

Трагедия произошла в 14 часов 14 минут, когда поезд проезжал 295 километр линии Курск — Харьков — Азов. Императорская семья в полном своем составе возвращалась на нем из Крыма в Петербург.

И вроде бы ничего не предвещало беды. Техническое состояние вагонов не вызывало нареканий, поскольку за ними тщательно следили. С рельсами тоже всего было нормально. Правда, было одно «но». Поезд двигался слишком быстро — чуть менее 70 км/ч.


Поезд двигался со скоростью около 70 км/ч


Внезапно пассажиры почувствовали сильный толчок. Он был такой силы, что людей буквально подбросило с места. Затем последовал второй удар, более мощный. Послышался жуткий треск, который предшествовал, как оказалось, третьему толчку.



С рельс по высокой насыпи вниз сошли 10 вагонов. В момент катастрофы Александр со своей семьей находился в вагоне с императорской столовой. Он оказался сильно поврежденным: отсутствовали колеса, стены сплющило, часть крыши «переехала» на нижнюю раму. Чтобы жена, дети и все остальные смогли выбраться, Александру III пришлось в полной мере продемонстрировать всю свою огромную физическую силу — он держал крышу вагона на плечах.


Государь держал крышу на плечах, пока люди выбирались из вагона


Лишь после того, как все покинули опасное место, выбрался и сам государь. Пассажиры императорской столовой отделались легким испугом, ушибами да царапинами. Лишь флигель-адъютанту Шереметеву раздробило палец на руке.


Император Александр III


Всего же при аварии различные ранения получили 68 человек. А 21 из них погиб.



Великое чудо

То, что выжила вся императорская семья, в стране восприняли, как некое великое чудо. Например, вятские земцы выступили с таким заявлением: «Мы, собравшиеся на очередную сессию члены Вятского уездного земского собрания, вознеся на ряду с представителями других учреждений горячую благодарственную молитву осмеливаемся верноподданнически повергнуть к стопам Вашего Императорского величества выражение беспредельной нашей радости по случаю чудесного избавления Вашего Величества и Семьи Царской от великой опасности…».



Похожие заявления звучали из всех уголков Российской империи. Надо отдать должное императору, он не стал молчать и выразил благодарность всем сочувствующим.


Расследованием катастрофы занялся А. Ф. Кони


А потом началось расследование причин железнодорожной катастрофы. В Борки отправился прокурор уголовного кассационного департамента Сената Анатолий Федорович Кони. Он быстро выяснил, почему императорский поезд сошел с рельс. Оказалось, что причин было две. Во-первых, на этом участке железнодорожное полотно не соответствовало нормам безопасности. Проще говоря, оно было очень плохого качества. Во-вторых, поезд существенно превысил допустимый скоростной режим.



Александр III с семьёй


По итогам расследования со своих должностей были отправлены в отставку министр путей сообщения Посьет, главный инспектор железных дорог Шернваль, инспектор императорских поездов Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер Кованько и несколько других высокопоставленных чиновников.


Версию о бомбе отверг сам император


Но Кони параллельно вел еще одно расследование. Только в нем значилась иная причина — террористический акт. По одной из версий бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую заложил помощник повара. Якобы он знал точное время, когда там будет находиться вся августейшая семья. После чего он сошел с поезда на первой же его остановке и скрылся. Скорее всего, за границу. Но эта линия расследования была пресечена личным распоряжением самого государя.



Последствия катастрофы

Их оказалось не мало. Во-первых, из-за многочисленных ушибов и длительной чрезмерно сильной физической нагрузке у императора резко активизировалась болезнь почек. Из-за нее он и умер спустя всего лишь 6 лет с момента трагедии. Во-вторых, на должность директора департамента был назначен Сергей Юльевич Витте, сделавший на этом поприще блестящую карьеру. Ему принадлежит одна любопытная фраза: «Система движения императорских поездов должна стремиться не нарушать всех тех порядков и правил, которые обыкновенно действуют на дорогах». Актуально и в наши дни.


В аварии погиб самый преданный друг Александра III


Для самого императора эта катастрофа стала настоящей трагедией. Ведь среди погибших оказался и его любимая собака по имени Камчатка. За 5 лет до аварии щенка ему подарили матросы крейсера «Африка». Александр III так сдружился с Камчаткой, что не расставался с ней. Жена императора Мария Федоровна даже сделала об этом запись в своем дневнике: «Бедный Саша так подавлен без Камчатки… Он скучает без его преданной собаки…». А сам государь говорил следующее: «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой». Погибшее животное похоронили в Гатчине в императорском саду.



А близ места аварии спустя некоторое время образовали скит, получивший название Спасо-Святогорский. Неподалеку возвели и храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения (архитектор Марфельд). Закладку произвели 21 мая 1891 года.
Автор
Павел Жуков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе