Ильин и Брежнев

22 января 1969-го 21-летний лейтенант советской армии Виктор Ильин совершил покушение на Леонида Брежнева. Покушение было плохо спланировано и кончилось неудачей. Генсек не пострадал, а от пуль Ильина едва не погибли космонавты: Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Андриян Николаев и Георгий Береговой. Сам же лейтенант, в итоге, угодил за решетку, где провел двадцать один год.  

Технически все выглядело довольно просто. 21 января 1969-го молодой офицер Виктор Ильин сбежал из своей части, прихватив с собою два пистолета. К вечеру он добрался до Москвы, где и остановился у своего дяди. Дядя, служивший в милиции, был удивлен приезду племянника. Но Ильин успокоил его, сказав, что приехал в столицу для того, чтобы посмотреть на торжественную встречу космонавтов. 22 января в Кремле должны были чествовать экипажи «Союза-4» и «Союза-5». Утром следующего дня Ильин, украв у дяди милицейскую форму, отправился в Кремль.

Надо сказать, что в части его хватились еще до того, как он добрался до Москвы. О сбежавшем офицере в столицу сообщили уже днем 21 января. Вычислить маршрут Ильина было нетрудно. Офицер оставил в казарме свой дневник. Последняя запись в нем гласила «Надо узнать, когда ближайший рейс на Москву».

Дядя Ильина тоже не дремал. Он сообщил начальству, что его племянник похитил у него форму и отправился в Кремль. Дошли ли эти сообщения до КГБ и лиц, отвечавших за безопасность Генсека? Неизвестно. Есть разные версии, но нет фактов. Одни утверждают, что меры были приняты, и лимузин Брежнева вывели из кортежа, чтобы не подвергать советского лидера опасности. Автомобиль с генсеком, по некоторым сведениям, прибыл в Кремль загодя. Существует и другая версия, согласно которой о потенциальном покушении сразу же сообщили Андропову, но тот не стал принимать никаких мер, надеясь, таким образом, избавиться от Брежнева.

Так или иначе, Ильин проник в Кремль и, встав в милицейское оцепление, дождался кортежа. Первую машину он пропустил, а по второй открыл огонь. В том автомобиле как раз и находились четверо космонавтов. Офицер выпустил одиннадцать пуль. Одна из них нанесла смертельную рану водителю Илье Жаркову, другая задела мотоциклиста Зацепилова, который, своим мотоциклом, закрыл машину от огня. Космонавты почти не пострадали, а Ильин был немедленно задержан.

В СССР подобные инциденты держали в тайне. Ни к чему советскому народу знать о таких происшествиях. Вот только скрыть историю со стрельбой было невозможно. Торжественную встречу космонавтов транслировали в прямом эфире. Трансляцию немедленно прекратили, а страна замерла в недоумении.

По Москве поползли слухи. Говорили, что в Кремль проник отряд бойцов ЦРУ, который должен был устранить Брежнева и все политбюро. Говорили, что стрелявших было двое или трое. Кто-то утверждал, что в один из автомобилей кортежа была заложена бомба.

Советская пресса молчала. 24 января, однако, «Правда» выпустила короткое сообщение:

«22 января во время торжественной встречи летчиков-космонавтов совершен провокационный акт - было произведено несколько выстрелов по автомашине, в которой следовали космонавты тт. Береговой, Николаева-Терешкова, Николаев, Леонов. В результате получили ранение водитель автомашины и мотоциклист, сопровождавший кортеж. Никто из космонавтов не пострадал. Стрелявший задержан на месте преступления. Производится следствие».

Так и было официально объявлено: «Ильин покушался на космонавтов». Ему предъявили обвинение сразу по пяти пунктам: организация и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй, попытка теракта, убийство, хищение оружия и дезертирство с места службы. О Брежневе ни слова. Позднее Ильина признали невменяемым и отправили в Казанскую специальную психиатрическую больницу. Там он и провел следующие двадцать лет жизни. В 1990-м его освободили. Ильин не был официально уволен из армии, и его адвокаты через суд добились того, что ему выплатили зарплату за те самые двадцать лет, что он провел за решеткой.

Вот только в обществе крепло другое мнение. «Даже сумасшедший не будет покушаться на космонавтов», - решили советские граждане. Так и родилась версия о том, что Ильин хотел убить именно Брежнева. Версию эту позднее подтвердил и сам Ильин. А первой в массы ее принесла западная пресса. Журналисты европейских и даже заокеанских изданий тоже были в Кремле, и от их глаз происшествие не укрылось.

«На самом деле выстрел в Москве мог быть действием человека - трагическим протестом против бесчеловеческой государственной системы, держащей в рабстве вот уже 50 лет, великий народ. Неизвестный отдавал себе отчет, что ему придется заплатить жизнью за свой поступок. По последним сведениям при нем нашли две капсюли цианистого калия, которые он не успел проглотить. Участь его должна быть ужасной. Все указывает на то, что в СССР происходит также борьба, которая идет вот уже несколько месяцев в Чехословакии, где протест против захвата и насилия принял такие странные формы. Так, как в Советском Союзе люди готовы на великие жертвы, предпочитая смерть вечной неволе».

Написала газета «Русская мысль» выходившая в Париже. Запись была сделана по мотивам статьи, опубликованной в одной из французских газет.

В СССР позднее появился анекдот, пересказанный даже Довлатовым:

Ильина спросили:

- Как же ты мог промахнуться в Брежнева?

- А как стрелять, если все вырывают пистолет из рук и кричат: «Дай я! Дай я!».

Материал diletant.ru

Дилетант.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе