Губернатор Унковский – капитан фрегата «Паллада»

В 2012 году Ярославской губернии исполнилось 235 лет. С той поры в истории нашего края сменилось почти три десятка губернаторов, однако остаться в веках удалось не всем. Сегодня «Родной город» представляет читателям контр-адмирала И. С. Унковского, прекрасно управлявшего и кораблем, и Ярославской губернией.

Контр-адмирал Иван Семенович Унковский.

Закаленный в штормах и тайфунах

Родившись в семье военного моряка, Иван Семенович Унковский уже в 13 лет стал гардемарином, а вскоре был назначен адъютантом легендарного флотоводца, первооткрывателя Антарктиды М. П. Лазарева. Очень быстро и сам Унковский снискал славу на флоте, одерживая блестящие победы в морских гонках.

Осенью 1852 года дипломатическая миссия графа Путятина отправилась из Кронштадта к берегам Японии, чтобы установить торговые отношения с этой страной, долгие века остававшейся закрытой для иностранцев. Во главе эскадры шел фрегат «Паллада», командование которым было доверено 30-летнему Ивану Унковскому. Кругосветное путешествие «Паллады» стало легендарным благодаря путевым очеркам Ивана Гончарова, служившего при Путятине секретарем. Обогнув Африку, «Паллада» прошла Атлантический и Индийский океаны и, посетив остров Яву, Сингапур и Гонконг, вошла в порт Нагасаки. 10 месяцев плавания были непростыми – Атлантика трепала корабль штормами, Тихий океан – тайфунами.

 И все же отважный капитан умело вел фрегат сквозь испытания. Миссия завершилась успешно, но в условиях Крымской войны продолжать плавание на изношенном фрегате было огромным риском.

Унковскому пришлось принять нелегкое решение и затопить «Палладу», вернувшись в Петербург сушей.

Уже через три года Иван Семенович вновь посетил моря Дальнего Востока на корабле «Аскольд». Имя этого фрегата сегодня носит пролив в Японском море, а гряду скалистых островов, обнаруженных русскими моряками, называют камнями Унковского.

Роман о путешествии Унковского на фрегате «Паллада» превратил Гончарова в классика русской литературы.

Ветер перемен

Вторая кругосветка принесла Унковскому чин контр-адмирала с зачислением в свиту императора. Однако скучать не пришлось и на суше. Новым заданием для отважного мореплавателя стало руководство Ярославской губернией. На этом посту, как на капитанском мостике, Унковский прослужил 16 лет – рекордный срок для ярославских губернаторов прошлого и настоящего.

На плечи Унковского, возглавившего губернию в 1861 году, легло осуществление крестьянской реформы. Отмена крепостного права вызвала немало народных волнений, но во всех делах помещиков с крестьянами губернатор Унковский держал сторону последних. Губернаторство Унковского совпало с эпохой великих реформ. Под руководством Ивана Семеновича в Ярославском крае создавались земства, в Ярославле и уездных городах были учреждены городские думы, решавшие вопросы местного самоуправления. Ветер перемен ощущался во всем: в губернии строились железные дороги и новые фабрики, в Ярославле была открыта бесплатная лечебница, а женщины получили наконец возможность учиться в гимназиях.

Фрегат «Паллада» в цвете

Ярославский Робеспьер

Возмужавший в плаваниях Унковский отличался твердым характером и прямотой. Уже в первые годы губернаторства он получил прозвище «местного Робеспьера». Оставаясь непримиримым врагом коррупции, Унковский смещал даже высокопоставленных чиновников, замеченных в злоупотреблениях властью. В числе обязательных для государственной службы качеств губернатор прежде всего почитал бескорыстие, а граждан, ставших жертвами бюрократической волокиты, призывал обращаться с жалобами лично к нему. В обращении контр-адмирал, не искушенный в тонкостях этикета, был несколько суховат.

Архитектор А. М. Достоевский вспоминал, что после первого прохладного приема вышел от губернатора «как оплеванный». Однако при ближайшем знакомстве каждый был покорен искренностью и добротой Ивана Семеновича.

Женившись на 17-летней ярославне Анне Коровкиной, губернатор радушно принимал друзей в своем дворце, предпочитая пышным приемам уютные семейные вечера.

За свою жизнь Иван Унковский стал кавалером всех российских орденов, удостоившись за верную службу множества высочайших похвал. Пожалуй, разгадать феномен Унковского смог лишь его ярославский друг Евгений Якушкин. В письме Ивану Семеновичу он говорил: «Только сердечная теплота помогла Вам, вступившему с палубы корабля на губернаторское место, поставить себя так, как не умели поставить себя люди больше вас, приготовленные к гражданской службе».


Родной город



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе