2 марта 2010 ● Александр Проханов
Трижды русское государственное сознание прикоснулось к небу, обнаружив в русской судьбе священное измерение. То были прикосновения псковского старца Филофея, нарекшего Москву "Третьим Римом"; Патриарха Московского Никона, построившего под Москвой подобие Святой Земли, готовя космодром, на который опустится в свое Второе Пришествие Христос; и Генералиссимуса Сталина, выигравшего мистическую Русскую Победу, не позволившего согнуть земную ось мировой истории, спасая мир от погибели, как это сделал Христос.
Псковское озеро, где в Спасо-Елеазаровском монастыре подвизался старец Филофей, — таинственное место, где земля соединяется с небесами, летними ночами светится воздух, будто из Космоса летят лучи и засевают воду дивными семенами. Озеро играет, трепещет, переливается тихими радугами, будто ликует. Быть может, это одно из божественных русских мест, где души усопших стремятся ввысь, а невоплощенные души, как прозрачные птицы, кидаются к земле, чтобы воплотиться в младенцах. На этом одухотворенном месте старцу Филофею открылось, что русское государство неотделимо от православия и, сопричастное Христу, выполняет на земле особое, данное свыше задание — Христовой жертвы, Христовой победы над смертью. Христова преображения в жизнь вечную. Здесь впервые позвучала мысль о русском мессианстве, которая не умолкает и по сей день.