Замах ятагана. Часть II.

Идеология пантюркизма – угроза единству России

Пантюркизм представляет собой мощное «оружие сознания» для радикальных национал-сепаратистских группировок внутри России. И политические тенденции, связанные со стремлением противопоставить Российскому государству альтернативу в виде федерации тюркских народов, еще долго будут возникать на горизонте.


Включая алтайцев и тунгусов

В русском языке принято различать этноним «турок» и заимствованное из европейской науки слово «тюрк», обозначающее представителя языковой группы. В турецком же языке то и другое – одно и то же слово turk. В турецком политическом словаре тюркизм – официальная идеология Турецкой республики, подчёркивающая самоценность турецкой нации, сложившейся на основе малоазийского турецкого этноса. Пантюркизм – стремление к единению под эгидой Турции всех народов тюркской языковой группы (и даже всей алтайской языковой семьи вместе с народами монгольской и тунгусо-маньчжурской языковых групп). Пантюркисты даже называют их обязательно с добавлением приставки «тюрко-»: тюрко-киргизы, тюрко-казахи, тюрко-башкиры, тюрко-якуты и т.д. Это единение не обязательно рассматривается в жёстко политическом плане – как создание государства всей (в этом расширительном понимании) тюркской нации Великий Туран. Часто под ним имеется в виду культурное единство. Но, так или иначе, пантюркизм в любом своём виде служит цели утверждения политического лидерства Турции среди всех тюркских народов.

Несмотря на официально провозглашённую Мустафой Кемалем Ататюрком доктрину тюркизма, в противоположность пантюркизму, исповедовавшемуся «младотурецкой» элитой Османской империи накануне и в годы Первой мировой войны, пантюркизм не исчез полностью из поля внимания правящих верхов Турции. Он переместился на периферию государственной идеологии, в первую очередь – из-за очевидной геополитической слабости Турции после поражения в Первой мировой войне. Но это не означало, что руководство новой Турции окончательно отказалось от гегемонистских планов своего османского предшественника. При иных, более благоприятных политических условиях, пантюркизм снова мог быть вытащен на свет.

Тюркизм и пантюркизм в принципе не противоречат друг другу, так как фундаментальным условием политического единства тюрок может быть, по-видимому, только сила самого населённого тюркского государства – Турции. Эти две идеологии роднит между собой курс на усвоение ценностей и достижений западной цивилизации для поднятия мощи Турции. В свою очередь, и великие западные державы всегда были готовы использовать для достижения своих целей с помощью Турции обе доктрины.

Пантюркисты и троцкисты: так ли уж парадоксален альянс?

Любопытной, до сих пор малоисследованной страницей истории пантюркизма является миссия Энвера-паши в Советском Туркестане в 1921 году. Энвер-паша – один из лидеров младотурок, возглавивший хунту, правившую Турцией, в 1913 году. В годы Первой мировой войны был фактическим верховным главнокомандующим. Именно по его распоряжению было начато истребление армян, греков и ассирийцев в Османской империи.

После поражения Турции Энвер-паша, опасаясь расправы со стороны западных держав, оккупировавших Константинополь, бежал в Германию на немецкой субмарине, где жил инкогнито. Опасался он не напрасно: под давлением Антанты султанский трибунал вынес смертный приговор бывшему узурпатору власти и военному преступнику. В Германии Энвер-паша встретился с другим международным авантюристом: большевиком Карлом Радеком. Интересы реакционной султанской военщины и партии революционного пролетариата временно сошлись. Энвер-паша мог найти в Советской России политическое убежище, часть большевиков во главе с Троцким могла использовать жажду антибританской деятельности османского генерала в интересах мировой революции на Востоке.

Энвера-пашу переправили в Россию. Здесь, пользуясь покровительством, по-видимому, самого наркомвоена «товарища» Бронштейна-Троцкого, развернул бурную деятельность. Под него было создано «Общество единства революции с исламом». Вместе с ним работал его бывший коллега по хунте Джемаль-паша. Одним из основных направлений работы была переориентация отрядов среднеазиатских басмачей на борьбу с Англией в Афганистане и Индии. Под этой маркой Энвер-паша в 1921 году прибыл в составе официальной советской делегации (!) в Бухару, где шла гражданская война нового пробольшевистского правительства со сторонниками свергнутого эмира.

Но результаты деятельности Энвера-паши оказались неожиданными для советских руководителей (для всех ли?). Вместо борьбы с англичанами его миссия обернулась началом широкого басмаческого движения против советской власти. В тех геополитических условиях это было движение, направленное против России. Энвер-паша вскоре открыто изменил своим покровителям и стал во главе басмачей. Правда, далеко не все «полевые командиры» признали его власть.

Энвер-паша продекларировал своей целью освобождение Средней Азии от «русских империалистов» и создание Халифата. Но его замыслы шли ещё дальше. В будущем он намеревался использовать силы Халифата и исламистского движения для «освобождения» Турции от кемалистов. Эти обстоятельства, наряду с другими, окончательно способствовали тому, что кемалисты превратились в важнейших геополитических союзников Советской России.

Энвер-паша погиб в Таджикистане в бою с частями Красной армии в 1922 году (по одной из версий, был убит армянским красным командиром, лично отомстившим таким образом за геноцид своего народа). Любопытный факт: символический прах Энвера-паши был в 1996 году торжественно передан местным полевым командиром таджикской гражданской войны тогдашнему президенту Турции Сулейману Демирелю.

Разгоревшийся конфликт между большевиками и пантюркистами отразился и на расстановке сил в большевицком руководстве. Троцкистская авантюра с «революционными басмачами» на деле обернулась против Советского государства. Это привело к репрессиям против внутрипартийной группы пантюркистов во главе с Султан-Галиевым. Тем не менее, и после этого сохранялись следы былого пантюркистского влияния в партии большевиков. Так, в первой советской конституции, принятой в 1924 году, один из языков СССР, на которых были обязательны к опубликованию нормативные акты СССР, был официально назван «тюрко-татарским», по пантюркистской терминологии.

Учитывая последующую борьбу за власть в СССР, международную подрывную деятельность троцкистов, естественно предположить, что их альянс с пантюркистами не был полностью забыт. Во всей этой истории ещё очень много неясного.

Босфор – канал вражды или дружбы?

Уже говорилось что Турция (наряду с Веймарской Германией) стала одним из главных направлений прорыва молодой Советской Россией геополитической изоляции. Турция на протяжении почти двух десятилетий была чуть ли не союзником СССР – единственным в капиталистическом мире. И это несмотря на то, что Ататюрк физически истреблял турецких коммунистов (кстати, не исключено, что именно из-за их троцкистской, а стало быть пантюркистской ориентации). Соображения «классовой солидарности» у Ленина часто, а у Сталина всегда отходили на второй план перед геополитическим прагматизмом.

Тем не менее, в военных планах Советского Союза 1930-х гг. Босфор неизменно рассматривался как направление, через которое весьма вероятен прорыв вражеского флота. Во всяком случае, Черноморский флот готовился исключительно к оборонительным операциям против вражеского надводного флота в случае войны. К поддержке сухопутных войск (что понадобилось в годы Великой Отечественной) он был недостаточно готов. Это несмотря на то, что конвенция в Монтрё 1936 года однозначно запрещала проход через проливы Босфор и Дарданеллы военных кораблей обеих сторон в случае нейтралитета Турции. То есть предполагалось, очевидно, что Турция активно выступит против СССР.

Чем это было вызвано? Только ли несогласованностью между военными и дипломатами, что, увы, так часто было в нашей истории? Или же это наследие всевластья в Вооружённых силах СССР троцкистов, предполагавших, что дружественная Турция неизбежно превратится во врага СССР, когда, после захвата власти Тухачевским и К°, Красная армия и Красный флот понесут мировую революцию на своих пушках?

Неофиты пантюркизма «нашлись» в тайге и тундре

«Именовать народы, представляющие великий тюркский мир, исконным названием с приставкой “тюрко-“ (тюрко-татары, тюрко-саха, тюрко-чуваши, тюрко-хакасы, тюрко-ногайцы, тюрко-кыргызы и т.д.). Впредь предлагается во всех документах государственных и общественных организаций народы, представляющие тюркские этносы, именовать в сочетании со словом “тюрко-“. Этим актом преследуется цель единой идентификации тюрков и восстановления исторической справедливости в отношении как колонизованных тюркских народов, так и тюркских народов, обретших государственность».

Думаете, это политическая шутка или сюжет из фэнтезийной повести? Разочарую вас: это официальная резолюция 12-го курултая Международного объединения тюркской молодежи, состоявшегося в Стамбуле еще в конце 2005 года. В подобных форумах (последний из них, 13-й, состоялся в августе 2007 года в Македонии, то есть в славянском по преимуществу государстве!) регулярно принимают участие делегации не только из многих республик РФ, но и из российских областей, где также живут представители тюркоязычных народов. Так, на последнем курултае выступал представитель… Челябинской области.

Достаточно регулярно проводятся и саммиты Содружества тюркоязычных государств, создание которого было провозглашено Турцией в 1992 году. Там присутствуют делегаты уже не от общественных организаций, а от органов власти республик в составе РФ. Последний, 8-й саммит прошел в 2005 году в турецкой Анталье.

Очевидно, что сегодняшний пантюркизм представляет собой мощное «оружие сознания» для радикальных национал-сепаратистских группировок внутри России. И политические тенденции, связанные со стремлением противопоставить Российскому государству альтернативу в виде федерации тюркских народов, еще долго будут периодически возникать. Национальная (как вариант верхнациональная) идея и в XXI веке будет обладать мощным мобилизующим политическим фактором. Более того, есть все основания думать, что ее роль и потенциал возрастут. А значит, пантюркизм в своей радикальной ипостаси вовсе не утратил своей потенциальной антироссийской направленности.

На эту мысль наводит тот факт, что география участников тюркских курултаев показывает, что в пантюркистское движение активно вовлекаются новые, отнюдь не мусульманские регионы. Неспроста на тот саммит в Анталье не прислали делегаций такие республики РФ с тюркским населением, как Кабардино-Балкария, Дагестан, Башкирия. Зато там были представлены Якутия, Тува, Республика Алтай. Энтузиазм неофитов, как известно, всегда высок, и это способно придать новый взрывоопасный импульс увлечению пантюркизмом на российских просторах.

Ярослав Бутаков

Поделиться
Комментировать